Воскресенье, 4 декабря 2016 года

Астрономы обнаружили самую яркую звезду за всю историю наблюдений

Астрономы NASA обнаружили самую яркую звезду за всю историю наблюдений, пишет The Wall Street Journal.

Эта звезда находится в 3,8 млрд световых лет от Земли. Свет от ее вспышки в 570 млрд раз сильнее, чем от Солнца и в два раза сильнее, чем от сверхновой, которую астрономы до сих пор считали наиболее яркой.

ASASSN-15lh в даже 200 раз ярче среднестатистической сверхновой звезды и в 20 раз ярче, чем все звезды Млечного пути (галактика, где расположена Земля) вместе взятые.

«Если честно, мы пока не знаем, какой механизм мог вызвать такой взрыв и служить источником энергии для сверхновой ASASSN-15lh. Ее изучение может привести к появлению новых теорий и открытию нового класса сверхновых, и мы с нетерпением ждем шанса дать ответы на эти вопросы в последующие годы», — заявил Субо Донг (Subo Dong) из университета Пекина (Китай). «ASASSN-15lh является самым ярким объектом обнаруженным в человеческой истории. Механизм и источник питания такого излучения остаются, окутаны тайной, потому что все известные теории встречаются с серьезными проблемами в объяснении источника столь огромного количества энергии, излучаемой этим небесным телом», — сказал профессор Донг.

Тем не менее, астрономы полагают, что сердце взрыва является объектом всего в 10 миль поперек, вероятно обращающийся по крайней мере 1000 раз в секунду, чтобы преобразовать всю свою энергию вращения в свет с почти 100-процентной эффективностью.

Кроме необъяснимой сверхвысокой яркости, ASASSN-15lh обладает крайне необычным спектром, который не похож на структуру излучения ни у одной другой яркой сверхновой. Это дополнительно осложняет поиск возможных «прародителей» данной вспышки и объяснение того, как она смогла на мгновение, по астрономическим меркам, затмить свечение двух дюжин галактик вроде Млечного Пути.

Ученым пока не удается объяснить, что может являться источником настолько мощной энергии, необычной даже для сверхновой. Одна из теорий, выдвинутых учеными гласит, что космическое тело, которое находился в центре взрыва, приведшего к возникновению сверхновой, является магнетаром – нейтронная звезда, обладающая исключительно сильным магнитным полем. Теоретически существование магнетаров было предсказано в 1992 году, а первое свидетельство их реального существования получено в 1998 году при наблюдении мощной вспышки гамма- и рентгеновского излучения от источника SGR 1900+14 в созвездии Орла. Время жизни магнетаров составляет около 1 000 000 лет. У магнетаров сильнейшее магнитное поле во Вселенной.

Магнетары являются малоизученным типом нейтронных звёзд по причине того, что немногие находятся достаточно близко к Земле. Магнетары в диаметре насчитывают около 20—30 км, однако массы большинства превышают массу Солнца. Магнетар настолько сжат, что горошина его материи весила бы более 100 миллионов тонн. Большинство из известных магнетаров вращаются очень быстро, как минимум несколько оборотов вокруг оси в секунду. Магнетар в представлении художника

Согласно другой теории, сверхяркая звезда ничто иное как взрыв супердревней и очень крупной звезды, недра которой почти полностью лишены «металлов» – элементов тяжелее водорода и гелия. Учитывая значимость этого открытия, группа Донга смогла убедить NASA предоставить им наблюдательное время на «Хаббле», чьи инструменты, как надеются ученые, помогут прояснить природу этой ярчайшей космической вспышки.