Четверг, 25 апреля 2024 года

Ученые выяснили новые факты о возбудителе бубонной чумы

В ходе исследований специалисты выяснили, что бактерия, спровоцировавшая вспышку чумы в Европе в 17-м веке, находилась в спячке в неизвестном «хранилище» на протяжении 300 лет.

Сотрудники Университета Людвига Максимилиана (Германия) изучили скелеты людей, ставших жертвами второй вспышки бубонной чумы в Европе. Исследования показали, что бактерия Yersinia pestis, отвечающая за развитие болезни, могла находиться в спячке в грызунах на протяжении 300 лет – с момента Черной Смерти 14-го века. Последняя, по мнению ученых, убила около трети населения Европы. Вторая вспышка в 1665-м уничтожила почти 15% жителей Лондона.

Исследователи, под руководством Лизы Зайферт, проанализировали ДНК 30 скелетов 17-го века, найденных в 2 могильниках Германии. У 8 останков были обнаружены следы нуклеиновой кислоты, характерной для Y. pestis. При этом генотип бактерии был схож с ДНК возбудителя, найденного у жертв предыдущей вспышки.

Данные выводы меняют представление о распространении чумы. Долгое время ученые и историки считали, что она пришла из Азии и несколько раз возвращалась в Европу. Но результаты исследования, представленного в PLOS ONE. Показывают, что чума никогда не покидала континент. Вместо этого возбудитель находился в спячке в неизвестном «вместилище», в качестве которого специалисты подозревают грызунов, до момента, пока неизвестный стимул вновь заставил его атаковать людей через 3 века после первой эпидемии. Ученые пока не знают, что стало причиной второй вспышки черной Смерти: бактерии из Азии или «родные» возбудители, неожиданно вышедшие из спячки.

В качестве «виновника» эпидемий специалисты называют определенный белок, присоединяющийся к бактерии Yersinia pestis. Представители Северо-западного Университета считают, что протеин Pla меняет возбудитель, позволяя ему поражать легкие и вызывать более тяжелую форму заболевания, чем бубонная чума. В ходе исследований было установлено, что старые штаммы также могли развиваться в легких, при этом не создавая подобную угрозу для здоровья. В этих соединениях белок Pla отсутствовал, а его добавление позволило вызывать смертельно-опасную инфекцию. Ученые предполагают, что схожие генетические «хитрости» могут привести к появлению новых респираторных заболеваний с такими же тяжелыми последствиями.

Источник: rsute.ru