Русской православной церкви не следует самостоятельно оценивать культурные явления, одним из которых является резонансная лента Алексея Учителя «Матильда». Об этом заявил в воскресенье в интервью RT глава пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков.
«Важно, чтобы оценка этого фильма [«Матильда»], как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Чего нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне на проповеди говорил, что вот это произведение хорошее, вот эта картина плохая, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Так, конечно, делать невозможно», — отметил он.
Пресс-секретарь предстоятеля РПЦ подчеркнул, что картина является частью сферы культуры, которую церкви не следует втягивать в свое сакральное поле деятельности.
«Церковь не может из своего сакрального пространства, священного пространства храма оценивать явления культуры», — отметил Волков.
Он подчеркнул, что для того, чтобы оценка фильма была наиболее объективной, нужно дождаться его премьеры.
«Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, — то извините. Значит, принимайте их позицию… Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии», — добавил пресс-секретарь.
При этом негативную реакцию части общества на картину глава пресс-службы патриарха назвал вполне естественной.
«Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката… И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным… Та реакция, которая есть, — это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдет незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения», — сказал Волков.
Волков убежден, что нельзя рассматривать образ последнего российского царя Николая II в фильме Учителя как карикатуру на венценосца.
«Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там — сознательное разжигание розни», — заключил он.