Четверг, 25 апреля 2024 года

Неизвестная медицина: ученые доказали, что в глазах живут бактерии, защищающие их от инфекций‍

На поверхности глаз живут необычные микробы, защищающие их от заражения другими бактериями и вирусами. Об этом заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Immunity.

По словам Рэйчел Каспи из Института изучения глаза в Бетесде (США), ученые ранее находили на поверхности глаз ДНК бактерий, однако не были уверены, что эти микроорганизмы не занесены из внешней среды.

«Мы часто находим следы бактериальной ДНК на поверхности глаз, но никому раньше не удавалось доказать, что микробы действительно живут там. Вполне ведь возможно, что микробы просто «совершили экстренную посадку» на глаз и были убиты антибиотиками, содержащимися в слезах, или иммунными клетками. Поэтому открытие бактерии, которая живет там постоянно, стало сюрпризом для нас», — рассказывает Рэйчел Каспи (Rachel Caspi) из Института изучения глаза в Бетесде (США).

Тело человека содержит в себе примерно в 10 раз больше одноклеточных бактерий, грибков и прочих представителей микрофлоры, чем наших собственных клеток. Наблюдения последних лет показывают, что микрофлора может не только влиять на метаболизм человека и вероятность развития рака и других болезней, но и на его поведение.

Некоторые органы, такие как мозг, глаза и половые железы, являются «объектами стратегического назначения» для организма, изолированными от внешнего защищенными от проникновения туда и микробов и других потенциальных патогенов, и иммунных клеток.

Как правило, их границы оберегает особый набор иммунных клеток, не пускающий через них патогены и при этом не проникающий внутрь и не вызывающий потенциально фатальных воспалений.

Так как глаза человека постоянно взаимодействуют с окружающей средой, этот зрительный орган наделен рядом защитных функций – особыми иммунными клетками, а также антителами и ферментами, которые содержатся в слезах и которые растворяют клеточные стенки бактерий. Если нарушается их работа, тогда это приводит к развитию конъюнктивита и прочих инфекций глаз.

Каспи и ее коллеги обнаружили, что в защите глаз от заражения участвует еще один компонент – бактерии Corynebacterium mastitidis, своеобразные микробы-телохранители, наблюдая за жизнью особой породы мышей, предрасположенной к развитию конъюнктивита.

Изучая содержимое слизистой оболочки их глаз, ученые пытались понять, что именно делает их предрасположенными к развитию воспалений и какие механизмы заставляют иммунные клетки «нарушать» неприкосновенный статус глаза и проникать внутри него.

Проводя эти исследования, ученые случайно натолкнулись на микроба, колонии которого постоянно живут на поверхности глаза и отвечают за «включение» иммунной реакции и борьбу с инфекцией.

Оказалось, что на поверхности глаз также располагаются бактерии Corynebacterium mastitidis. Эти микроорганизмы живут в слизистой оболочке и внутри слезных желез, стимулируя иммунную реакцию в тот момент, когда рядом с ними появляются чужеродные бактерии и вирусы.

Проводя эксперименты на мышах, ученые пришли к выводу, что нарушения в работе этих «бактерий-телохранителей» приводят к возникновению различных заболеваний или даже слепоте.

Как оказалось, появление этих микробов защищало их глаза от инфекции возбудителем гонореи и синегнойной палочки, попадание которых в глаз их сородичей из контрольной группы приводило к развитию слепоты.

Нарушения в жизни колоний этого микроба, а также сбои в «общении» иммунитета с ними, как считают ученые, могут объяснять то, почему некоторые люди чаще страдают от воспалений глаз и других болезней, а другие никогда не испытывают подобных проблем.