Среда, 24 апреля 2024 года

Иллюзия анонимности: Telegram стал самым популярным мессенджером у террористов

Мессенджер Telegram стал самым популярным средством обмена данными между террористами. Это заявление ФСБ России. Telegram, в частности, использовали при подготовке апрельского теракта в Петербурге.

Вообще вопросы к сервису, позволяющему передавать зашифрованные сообщения, накопились у спецслужб многих стран. Но его владелец Павел Дуров принципиально отказывается от сотрудничества, создавая иллюзию абсолютной анонимности пользователей.

«Мы хотели в Москве устроить теракт, в котором мы бы умерли в перестрелке», — говорит один из несостоявшихся террористов.

Братьям Гакаевым написали прямо: либо делайте бомбу по видео-инструкции, либо просто с ножами бросайтесь на полицейских. Адам Гакаев только-только закончил девятый класс, поступил в колледж. На сессии провалил экзамен и вернулся в родной Дагестан. Социальные сети, религиозные проповедники затянули моментально.

«Я пришел на Telegram, где скидывали ссылки в группы Telegram. Скидывали уроки, я их слушал, записывал, изучал. Картинки, как бить ножом и как изготавливать коктейль Молотова, и так далее изучал в Telegram. Выбрали именно Telegram, потому что он надежнее, и там более сложно прочитать переписку», — рассказывает задержанный Адам Гакаев.

Вот так выглядит переписка в закрытых группах террористов: инструкция — как зарезать человека, сидящего на лавке в публичном месте. Пометка: «протыкаем человека и уходим невозмутимо и тихо». В этих же группах продают патроны, оружие — пистолет за 600 долларов, автомат — за тысячу, снайперская винтовка — за 2 тысячи 600 долларов. Выяснить, кто продавал оружие, взрывчатку — невозможно.

Система Telegram устроена таким образом, что сообщения сразу после доставки удаляются с сервера и остаются только в телефоне. Облачные сервера находятся в пяти разных юрисдикциях. Благодаря такой секретности в тайне удалось сохранить планы о подготовке апрельского взрыва в метро Петербурга.

«Получена достоверная информация об использовании террористом-смертником, его пособниками и зарубежным куратором мессенджера Telegram для сокрытия своих преступных замыслов на всех стадиях организации и подготовки террористического акта», — заявляет Центр общественных связей ФСБ России.

Получается, если руководство мессенджера обратило внимание на эту группу и предупредило о готовящемся теракте спецслужбы, возможно, не было бы 16 погибших и сотни раненых. У создателя приложения Павла Дурова — другая позиция.

«К сожалению, средства коммуникации вроде Telegram или WhatsApp не могут стать небезопасными только для потенциальных террористов. Шифрование этих сервисов либо одинаково защищает всех пользователей, либо всех их ставит под удар», — считает Павел Дуров.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров при этом заявил, что речи о какой-либо утечке личных данных пользователей не идет.

«Никакой речи, что будет доступ к переписке пользователей, что эта переписка будет перлюстрироваться, — подчеркивает глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров. – А вопрос только о пяти идентификаторах, которые мессенджер должен сообщить Роскомнадзору официально. Они будут включены в реестр распространителей информации. На этом точка. Со всеми крупнейшими коммуникационными компаниями, которые работают, мессенджерами, социальными сетями, иными каналами коммуникации, у нас есть диалог и диалог продуктивный».

Наиболее жестко с анонимностью в Интернете борются Соединенные Штаты, по закону «О противодействии терроризму» у американских спецслужб самые широкие полномочия.

Великобритания разрабатывает закон, обязывающий провайдеров хранить до востребования все личные данные клиентов, включая переписку в соцсетях и электронной почте. Контроль за содержанием информационного пространства ведут сразу несколько спецподразделений Германии. Единственный мессенджер, с которых у западных служб возникают проблемы, все тот же Telegram.

«Террористы, которые готовили парижские теракты, могли сохранить это в секрете потому, что они использовали сильно защищенную технику отправки сообщений», — отмечается в эфире CNN телеведущая.

«Есть приложение, которое называется Telegram. В последние месяцы все больше и больше членов (запрещенной в России экстремистской организации) ИГИЛ использовали его из-за приватных каналов», — говорит технический эксперт телеканала.

«Владелец его занимает позицию анархиста: я ни с кем не работаю, я ни с кем не сотрудничаю, — говорит о Павле Дурове и Telegram советник президента Росси по вопросам развития Интернета Герман Клименко. — А когда сервис отказывается сотрудничать, это для правоохранительных органов, еще и вызов».

Количество групп в Telegram, которые вербуют террористов и по факту помогают создавать спящие ячейки по всему миру, сейчас идет на тысячи. Чтобы не пропустить момент, когда эти ячейки начнут просыпаться и взрывать города по всему миру, спецслужбы должны иметь способ остановить террористов.


Выбор редакции


Еда