Вторник, 19 марта 2024 года

Россияне скептически отнеслись к идее «обезличенных» пачек сигарет

Исследование, проведенное специалистами ВЦИОМ, выявил сенсационный факт: как оказалось, всего лишь 5 процентов жителей страны считают борьбу с курением важной социальной проблемой, сообщает газета «Известия».

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование об отношении россиян к борьбе с курением. Среди различных антитабачных мер самой эффективной 45% опрошенных называют запрет на курение в общественных местах, а треть респондентов — запрет на рекламу сигарет и разъяснительную работу. Однако важной социальной проблемой борьбу с курением считают лишь 5% населения. Людей гораздо больше волнуют качественная медицина, стабильные пенсии и пособия, строительство дорог и уровень безработицы.

Эффективным способом борьбы с курением респонденты сочли также продажу сигарет в закрытых витринах (25%). Реже отмечали антитабачную рекламную кампанию — только каждый пятый респондент считает, что она влияет на сокращение распространенности вредной привычки. А изображение на пачке сигарет страшных картинок, иллюстрирующих последствия курения, выбрали 19% опрошенных.

«Такие данные могут говорить о достижении оптимального уровня государственного регулирования в этой области», — отмечается в исследовании ВЦИОМа.

Наименее действенной мерой оказалось, по мнению опрошенных, введение унифицированной упаковки — эффекта от нее ожидают только 2% респондентов. Причем такую оценку дали как курящие, так и некурящие люди.

Цена и качество — ключевые факторы, влияющие на выбор сигарет для регулярного курения: их назвали 38% и 36% тех, кто курит или бросил курить. Для каждого четвертого (25%) важен вкус, для 15% — крепость сигарет. 11% предпочитают тот или иной бренд или марку, которым они доверяют. Такие факторы, как предпочтения окружающих (8%), престиж (5%), личный стиль (5%), привлекательный дизайн и оформление пачки (4%), слабо влияют на выбор покупателя.

Примечательно, что борьбу с курением в целом граждане не считают государственной задачей. А среди приоритетных задач в социальной сфере, по мнению 54% участников опроса, — повышение качества медицины, а также увеличение пенсий и пособий (49%). Строительство и ремонт дорог (39%), снижение уровня безработицы (31%), повышение уровня образования (28%), улучшение состояния ЖКХ (28%) также относят к первостепенным задачам государственного управления и регулирования. Значительно реже в число приоритетных проблем включают борьбу с алкоголизмом (15%) и благоустройство населенных пунктов (12%). Борьбу с курением как основную задачу отметили только 5% опрошенных.

Председатель федерального экспертного центра «Платформа» Алексей Фирсов уверен, что такая статистика демонстрирует эффективную борьбу с табакокурением.

«Опрос показывает, что государство добилось серьезных результатов в вопросах ограничения курения, и эти результаты хорошо заметны населению. А общественный запрос со стороны граждан фокусируется на повышении качества медицины, пенсий и пособий. Дальнейшая стратегия в области борьбы с курением лежит уже не в сфере административного регулирования, ресурс которого исчерпан и которое не вызывает поддержки граждан, а в области здорового образа жизни», — считает эксперт.

Руководитель движения «За права курильщиков» Андрей Лоскутов считает, что опрос говорит о другом: население не считает курение важной проблемой.

«Тема курения во все времена выходит на государственный уровень. Но то, что такой маленький процент считает это важной проблемой, отражает реальность. Людям не до того. Те, кто курил, продолжают курить», — отметил специалист.

По данным опроса, среди тех, кто курит или курил, но бросил эту привычку (44% всех опрошенных), 66% начали курить в силу влияния своего непосредственного окружения. 11% приобрели эту привычку, поскольку это отвечало их представлениям о личном стиле. 3% ответили, что на их решение начать курить повлияли образы успешных людей с сигаретой на телеэкране, в кино, музыке или литературе. Никто из опрошенных не отметил при этом привлекательный дизайн и оформление пачки.


Выбор редакции


Еда