Вторник, 19 марта 2024 года

Минэкономразвития предлагает диффиренциировать дивидендную политику госмонополий

В основе предложения МЭР, хотя и антикризисная, но вполне понятная логика. Если компания государственная, то государство заинтересовано в максимизации дивидендов от нее.

Ранее, величина дивидендов, выплачиваемых в бюджет, при формальном «уроке» в 25% от прибыли постоянно урезалась. Чаще всего, в качестве сохранившегося оправдания, были большие инвестиционные расходы. С наступлением кризиса, «инвестиционные» оправдания не принимаются, а задание по наполнению бюджета повышено вдвое, с 25% до 50% прибыли по МСФО или РСБУ.
Более того, по новому предложению МЭР, дивидендная политика госмонополий должна быть откорректирована в сторону «выжимания» больших дивидендов.

Предлагается разделение дивидендной политики на три блока:

— Для тарифных монополий, в тарифы предлагается ввести дивидендную составляющую. Это и повысит тарифы (получится скрытый налог на население) и изымет часть тарифа в пользу государства (если рост тарифов будет ограничен)

— Для монополий с большим инвестиционным планом, предлагается его независимая оценка. Причем, штучки с коммерческой или государственной тайной не пройдут – у аудиторов будут соответствующие допуски.

— Наконец, для госбанков, если прибыль окажется выше установленного ЦБ норматива достаточности капитала, то большинство прибыли будет изыматься дивидендными выплатами.

С одной стороны, логика государства как собственника вполне понятна. С другой, изъятие прибыли существенно демотивирует менеджмент. Как будут примиряться эти противоречия не ясно, зато ясно, что государству остро не хватает денег и страдания менеджмента от отбора «честно заработанной прибыли», пока ему не интересны.


Выбор редакции


Еда