Четверг, 25 апреля 2024 года

Нейрофизиологи выясняли, как чтение перестраивает работу мозга

Ученые из Центрального университета Хайдарабада совместно с коллегами из Голландии смогли доказать, что обучение чтению изменяет глубинную структуру головного мозга даже у взрослых людей. Результаты этого исследовательского проекта были опубликованы в издании Science Advances, информирует «Комсомольская правда».

 Международная команда ученых во главе с нейрофизиологом Михаэлем Скейде из Института Макса Планка в Берлине решила поставить точку в многочисленных спорах и наконец отыскать область мозга, которая отвечает за чтение. До сего времени в этом вопросе царил настоящий хаос. Одни ученые предполагали, что способность к усвоению букваря заложена в генах. Другие считали, что гены тут ни при чем, а в головном мозге должен существовать четко выраженный центр чтения по аналогии с центром речи (за ее воспроизведение отвечает зона Брока, а за понимание область Вернике).

В группу Михаэля Скейде, помимо коллег из Германии и Голландии, входили ученые из Индии, которые сыграли в исследовании важную роль. Дело в том, что для участия в эксперименте надо было набрать несколько десятков неграмотных взрослых людей. В Европе поиск добровольцев столкнулся со вполне понятными трудностями. Зато в Индии, где уровень неграмотности составляет 39 процентов населения, шансы были высоки.

В итоге ученым удалось завербовать три десятка волонтеров. Это были в основном женщины в возрасте примерно 30 лет, жительницы двух небольших деревушек на севере Индии. На старте эксперимента они не могли написать ни одного слова на своем родном языке (это был хинди). Затем в течении 6 месяцев с женщинами занимался профессиональный преподаватель, он обучал их системе письма Деванагари.

Это довольно сложный вариант письменного языка, он чем-то напоминает китайские иероглифы. Отличительной особенностью Деванагари является верхняя (базовая) горизонтальная черта, к которой прикреплены «свисающие» вниз буквы. За полгода занятий дамы подружились с книгой на уровне первоклассника. Они узнали, чем отличаются между собой существительные, глаголы, местоимения и прилагательные. Получили представление о системе времен и научились склонять существительные по родам.

— Всего за несколько месяцев женщины научились читать и писать довольно сложные предложения, — говорит голландский психолингвист Фальк Хьюттинг. — Выучить в зрелом возрасте новый язык для человека это сложная задача, но вот научиться читать ему гораздо проще.

Закончив борьбу с неграмотностью, ученые отвезли женщин в столицу штата город Лакхнау, где провели им магнитно-резонансную томографию головного мозга. Результаты сравнили с данными, полученными на старте эксперимента.

— Изначально у нас была гипотеза, что центр чтения располагается в затылочной доле коры головного мозга. Там «обитают» нейроны, отвечающие за распознавание визуальных изображений, — говорит Михаэль Скейде. — Но выяснилась поразительная вещь: в мозге не существует какой-то четко определенной области, которая отвечает за способность к чтению. Успехи в чтении зависят от того, насколько эффективно работают нейронные связи между затылочной корой и такими древними участками мозга, как таламус и ствол головного мозга. Эти структуры помогают зрительной коре отфильтровывать важную информацию из потока визуальных сигналов. Чем больше человек читает, тем синхроннее работают нейронные цепи в этом «бермудском треугольнике».

Это исследование не только проливает свет на работу механизма чтения, но и поможет миллионам людей, страдающим дислексией. Это когда у человека, несмотря на высокий уровень интеллекта, возникают проблемы с освоением навыков чтения и письма. Теперь, когда феномен чтения разгадан, этим людям смогут оказать помощь.


Выбор редакции


Еда