Четверг, 28 марта 2024 года

Астрономы обнаружили сверхмассивную черную дыру в «невидимой» галактике

Группа исследователей, работающих с радиотелескопом под названием VLA, обнаружила вторую сверхмассивную черную дыру в галактике Лебедь А, представляющей собой первую радиогалактику в истории астрономии. С конца прошлого века предполагалось, что в этой галактике присутствует лишь один подобный объект.

Первые снимки галактики Лебедь А, полученные VLA в 1980 году, были «визитной карточкой» радиоастрономии. После обновления телескопа в 2012 году ученые решили получить новые фото этого объекта. В результате на новых изображениях исследователи нашли объект, которого не было на старых снимках. Галактика Лебедь А стала первой радиогалактикой, известной человечеству. Каждую секунду в ней вырабатывается столько энергии, сколько выделяли бы 260 миллиардов звезд вроде Солнца.

Ее источником являются сверхмощные квазары – черные дыры, расположенные в центрах радиогалактик. Они выбрасывают в межгалактическую среду часть «пережеванной» ими материи, которая принимает вид тонких пучков сверхгорячего вещества, разогнанного до околосветовых скоростей. Пучки, называемые джетами, издают яркое свечение в радиодиапазоне, поэтому хорошо заметны на снимках галактик.

Ранее уже было известно, что основным источником радиоизлучения, позволяющего обнаружить галактики на огромном расстоянии являются сверхмощные квазары — яркие объекты, в которых находится сверхмассивная чёрная дыра. Однако до сих пор специалисты догадывались лишь об одной такой чёрной дыре в центре Лебедя А.

Изучая данные, полученные телескопом VLA после его обновления в 2012 году, специалисты обнаружили объект, на более старых снимках отсутствовавший. Специалисты обнаружили две пары «хвостов», теоретически представляющих собой пучки сверхгорячей материи, движущейся на околосветовых скоростях и являющиеся результатом «деятельности» чёрных дыр. По словам экспертов, это позволяет предположить, что и сверхмассивных чёрных дыр в галактике Лебедь А находится две, причём вторая расположена в полутора тысячах световых лет от той, которая была обнаружена в семидесятых годах прошлого века.

Исследователи рассчитывают, что полученные ими данные позволят, в том числе, ответить на некоторые вопросы, касающиеся природы квазаров. Научная работа, посвящённая открытию, опубликована в издании Astrophysical Journal.