Пятница, 29 марта 2024 года

Исследование показало, что восприятие запахов человеком не уступает обонянию животных‍

Обоняние человека ничуть не хуже, чем у собак или крыс, считают нейробиологи. Несмотря на популярный стереотип о плохом обонянии, у людей столько же обонятельных нейронов, сколько и у других млекопитающих, сообщили ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

Эксперты из мира науки заметили, что обоняние человека не уступает обонянию крыс или собак. Нейробиологи поразили новостью о том, что у человека ровно столько же обонятельных нейронов, сколько и у других млекопитающих.

Традиционно считается, что у человека обоняние менее острое, чем у многих других животных. Хотя мы способны насладиться ароматом утреннего кофе или учуять утечку газа, собаки или мыши различают гораздо более широкий спектр запахов.

Однако работа нейробиолога Джона Макганна, опубликованная в журнале Science, опровергает это популярное заблуждение. В ней он подводит итоги исследования обоняния человека за последний век, опираясь на более чем сотню проведенных за этот период исследований.

Многочисленные эксперименты показали, что запахи способны оказывать значительное влияние на принятие решений людьми, а люди, например, способны идти на запах шоколада не хуже, чем собака берет след фазана, пишет gazeta.ru.

Последние исследования показывают, что эти гены могут иметь регуляторную функцию для других генов, которые как раз важны для обоняния. Таким образом, человеческое обоняние не является слабым, его просто необходимо тренировать, так как обоняние – это по сути набор мышц.

Из истории научных исследований

Предположение о плохо развитом обонянии человека возникло в XIX веке. Французский хирург и антрополог Поль Брока разделил млекопитающих на тех, для которых запахи имели первостепенное значение (например, собаки и грызуны), и тех, для кого они не были настолько важны (в основном приматы, включая людей).

Деление было основано на размерах обонятельных луковиц, структур, отвечающих за обоняние, относительно общего объема головного мозга.

Брока пришел к выводу, что приматы пожертвовали обонятельным аппаратом в обмен на развитие лобных долей мозга.

Идею о том, что обоняние в эволюционном смысле нам больше не требуется, подхватили и другие специалисты того времени. Психолог Зигмунд Фрейд, например, трактовал интерес к запахам тела как возврат к прошлому.

Этот миф оказал влияние на последующие исследования. Так, когда было установлено, что у человека 40% генов, отвечающих за работу рецепторов носа, не функциональны (по сравнению с 18% у мышей), это было интерпретировано как влияние естественного отбора — якобы в нем другие чувства, например зрение, играют более важную роль.

Брока, безусловно, был прав в том, что у людей очень маленькие обонятельные луковицы. По соотношению с объемом мозга у собак они в 40 раз больше, а у мышей — в 200.

Но подсчет обонятельных нейронов, который невозможно было провести в XIX веке, дал неожиданный результат. Независимо от размеров обонятельной луковицы их количество составляет около 10 млн.

Что же касается способности к различению запахов, то с этой задачей люди справляются прекрасно — запахи даже способны формировать наши действия от гигиенического поведения до покупательских привычек.

Так, один эксперимент показал, что использование чистящих средств с цитрусовым ароматом заставляет людей подходить к уборке более тщательно, а запах наших рук после рукопожатия влияет на отношение к партнеру.


Выбор редакции


Еда