Пятница, 29 марта 2024 года

Ученые выяснили, чем вызван синдром хронической усталости‍

Ученые нашли вероятную причину синдрома хронической усталости (СХУ), которым в последнее время болеют все больше людей. По мнению специалистов, СХУ вызван большим количеством определенных бактерий в кишечнике. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Microbiome.

Американские ученые из Колумбийского университета выяснили, что некоторые пациенты с синдромом хронической усталости имеют неестественный уровень особых кишечных бактерий. Данное исследование первое объяснило дисбаланс микробиомов у людей с таким расстройством.

«Возможно, что синдром хронической усталости развивается так же, как хронические боли в кишечнике, возникающие из-за нарушений в двустороннем «общении» между мозгом и кишечником, которым обычно управляют бактерии и продукты их жизнедеятельности. Открыв бактерии, которые вызывает эти проблемы, мы стали на шаг ближе к корректной диагностике СХУ и созданию методов его лечения», — заявил Брент Уильямс (Brent Williams) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).

Во время исследования специалисты проводили наблюдения за 100 добровольцами, которых набрали в четырех разных клинических центрах. Уильямс и его коллеги выяснили, какие бактерии вызывают подобные проблемы, проанализировав видовое разнообразие микрофлоры и химический состав крови у 50 пациентов, страдающих от СХУ, и 50 здоровых людей.

Как оказалось, и микрофлора, и кровь больных и здоровых людей достаточно сильно различались, причем отличия были примерно одинаковыми для всех больных, что указало на биологическую причину развития синдрома хронической усталости. Некоторые из этих особенностей были характерны только для больных, страдавших к тому же и хроническими болями в кишечнике, а другие были свойственных всем носителям синдрома.

Оказалось, что пациенты с явными признаками синдрома хронической усталости имеют достаточно четкую смесь бактерий кишечника. Это, в свою очередь, повлекло за собой метаболические нарушения, которые влияют на уровень их расстройства в теле человека.

К примеру, в их кишечнике наблюдалось необычно большое количество микробов из рода Alistipes и ряда неизвестных микробов из рода Bacteroides, а число бактерий вида Bacteroides vulgatus, наоборот, было аномально низким. При этом чем заметнее были аномалии, тем сильнее проявлял себя синдром хронической усталости.

Как именно микробы провоцируют развитие СХУ, ученые пока не знают, но предполагают, что это может быть связано с нарушениями в синтезе витамина В6 и ряда других важных биологических молекул, главным источником которых обычно являются бактерии в кишечнике.

Данное заболевание представляет собой изнуряющее состояние организма, которое характеризуется сильной усталостью тела после нагрузок, а также боль суставов, мышц, когнитивную дисфункцию и нарушение здорового сна. У большинства пациентов наблюдают общий набор симптомов, в том числе частые спазмы, бессонницу, усталость и головные боли.

Синдром хронической усталости наиболее всего распространен цивилизованных странах. СХУ выражается в бессрочной усталости, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Несмотря на долгие поиски, исследователи не могли найти причину этого синдрома, многие медики начали полагать, что он носит психологический характер.

Специалисты связывают возникновение СХУ с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы и объясняют его причину угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы. Симптомы болезни в периоды обострения проявляются в виде апатии, депрессии, беспричинные приступы гнева и агрессию с частичной амнезией.

Относительно недавно ученые обнаружили признаки того, что эта необычная болезнь развивается в результате своеобразного «заклинивания» нервной системы в режиме постоянного «чрезвычайного положения», из-за которого в организме развиваются воспалительные процессы, затрагивающие в том числе и спинной мозг.