Четверг, 25 апреля 2024 года

Крымские неандертальцы оказались эстетами: найденная на полуострове кость ворона поведала о чувстве прекрасного у древнейших людей

Древнейшие люди, жившие на территории Крыма, обладали эстетическим вкусом и могли изготавливать украшения. К такому выводу пришла команда ученых из Университета Бордо и Кембриджа. Находка, которую они обнаружили в пещере на стоянке Заскальная VI, датируется возрастом 38–43 тыс. лет, сообщает «Российская газета» со ссылкой на научный журнал PLOS ONE.

Находка сделана в районе Белогорска, на правом берегу реки Биюк-Карасу. Лучевая кость ворона с семью насечками, по предположению ученых, имеет возраст 38-43 тысячи лет и была обработана неандертальцами. Насечки, скорее всего, были нанесены примитивным орудием труда — камнем с острой режущей кромкой, а разная длина пробелов между насечками объясняется ошибкой автора. Причем некоторые вырезы сделаны позднее, чтоб исправить эту ошибку и получить параллельные, равно отстоящие друг от друга насечки.

Пока у ученых нет единого мнения относительно того, для чего были нанесены эти насечки. Если это было орудие труда, то возможно, для утилитарной цели — чтобы предмет было удобнее держать в руке. Но даже если найденный предмет не является одним из первых украшений древнего человека, нанесенный рисунок говорит о стремлении автора к упорядоченности и гармонии.

Чтобы доказать это, археологи обратились к экспериментам. Девяти добровольцам предлагалось нанести по семь зазубрин на косточки индейки с помощью каменного ножа. Результаты их работы оказались почти точно такими же, как на кости ворона из Заскальной, то есть с разрезами, идущими параллельно друг другу на одинаковом расстоянии.

Всё это, по мнению учёных, делает птичью кость действительно уникальной находкой, редким прямым свидетельством наличия у неандертальцев «эстетического чувства», а значит, и зачатков настоящего искусства.