Суббота, 20 апреля 2024 года

Американские ученые выясняли, как работает мозг злоумышленников

Американские исследователи выяснили, что мозговая активность человека, намеренно совершающего преступление, имеет свои характерные особенности. К такому выводу они пришли, организовав симуляцию проноса контрабанды через границу. RT рассказывает о том, какие зоны мозга активируются у человека, идущего на обман, и могут ли подобные знания принести практическую пользу в деле выявления преступников.

Исследовательская группа из Политехнического университета Вирджинии под руководством Рида Монтагю изучила, как работает мозг человека, сознательно нарушающего закон. Целью учёных было выявить, есть ли разница между этой ситуацией и случаями, когда человек лишь предполагает, что его действия могут оказаться противоправными. Данные магнитно-резонансной томографии показали, что по снимкам мозга эти ситуации вполне можно различить.

В разработанной для эксперимента компьютерной программе 40 испытуемым было предложено перенести через границу за вознаграждение чемодан. В некоторых случаях добровольцы знали, что их просят пронести контрабанду. В других люди выбирали чемодан из пяти случайным образом, не зная о том, что в нём находится. Однако они были осведомлены, что содержимое чемодана могло оказаться контрабандой.

Сканирование мозга испытуемых во время проведения опыта показало, что тех, кто со стопроцентной вероятностью нарушил бы закон, можно было точно определить по более высокой активности сразу в нескольких областях мозга. Эти области отвечают за циклы пробуждения и засыпания, питание и активность, восприятие речи и лиц собеседников, а также связаны с центром вознаграждения и частично ответственны за мотивацию.

Результат наблюдений учёные также связали с различиями работы мозга в ситуации, когда человек в чём-то твёрдо уверен (в рамках эксперимента — наверняка знал о содержимом чемодана) и когда колеблется, оценивая риски (лишь предполагал, что внутри чемодана может быть что-то запрещённое).

Способы использования подобных открытий, например, судебной системой вызывают сомнение из-за того, что их нельзя связать исключительно с дурными намерениями.

Что до опыта американских учёных, то их исследование может помочь в тех случаях, когда важно определить, имел ли преступник намерение совершить преступление. Например, пытался ли водитель сбить пешехода или сделал это случайно. Однако пока для такого анализа нужны данные функциональной МРТ в момент совершения преступления, которые получить невозможно.

Чтобы решить эту проблему, группа Рида Монтагю собирается повторить опыт на большем числе добровольцев — нескольких сотнях или даже тысячах. Потом они планируют начать опыты, которые позволят выяснить, можно ли каким-нибудь образом воспроизвести картину активности мозга в момент вольного или невольного совершения противоправных действий. Учёные предполагают, что это может оказаться возможным, если, например, показывать нарушившему закон фотографии с места преступления.