Четверг, 25 апреля 2024 года

Возможно ли повысить счастье «в отдельно взятой стране»?

Рейтинг ООН, опубликованный к международному дню счастья, ставит важный вопрос о роли государства в человеческом счастье.

Вопрос вовсе не пустой и относился не только к странам «социалистического блока». Например, полвека назад, король Бутана ошарашил журналистов ответом на вопрос по экономическим планам. По мнению монарха – в Бутане никого не волнует ВВП, намного важнее и интереснее валовое национальное счастье. Формальные министерства счастья, есть не только в экзотическом Бутане, но и в Индии и, недавно, в ОАЭ.

В помощь государственным измерителям счастья работают специфические индикаторы. Например, в упомянутом Бутане исследуется социальное развитие, экология и даже продолжительность свободного времени. ООН пользуется более универсальными критериями, определяя счастье по формальному богатству (ВВП на душу населения), продолжительностью здоровой жизни, социальной защиты и общественной взаимовыручки.

Логика рассуждений о счастье проста и «железобетонна». Большинству граждан макроэкономика малоинтересна, в отличие от качества жизни и того же счастья. Кроме того, вряд ли большинство пекинцев, которым трудно дышать, готовы в душе разделить энтузиазм чиновников по поводу бурного развития страны. С другой стороны, обеспеченные скандинавы вполне счастливы и не в последнюю очередь из-за именно обеспеченности.

Стоит ли России подражать Бутану, Индии или ОАЭ? Практически 100% экспертов уверены, что нет, даже косвенно и с поправками «на местность». Зато в отечественной жизни есть резервы улучшения в виде борьбы с коррупцией и стимулирования благотворительности. Подтягивание с провальных мест даже на середнячковые, существенно улучшит показатели России в мировом рейтинге. Причем, если с коррупцией надо справиться государству, то в благотворительности могут преуспеть только сами граждане, информирует. Тогда, возможно, счастье станет ближе россиянам не только в строках рейтинга ООН.


Выбор редакции


Еда