Четверг, 25 апреля 2024 года

Ученые смогли выявить ВИЧ в спинном мозге с помощью метода МРТ‍-диагностики

Группа исследователей, представляющих Университеткий колледж Лондона, сумела применить метод магнитно-резонансной томографии для того, чтобы обнаружить в спинномозговой жидкости пациента частицы ВИЧ. С такой целью МРТ было применено впервые, утверждают специалисты.

Традиционно для обнаружения ВИЧ используется анализ крови для поиска специфических антител. Однако американские исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить ВИЧ в спинномозговой жидкости применив для этого высоко информативный метод магнитно-резонансной томографии.

С помощью МРТ можно получить многие данные, в том числе, — измерять скорость кровотока и тока спинномозговой жидкости, а также следить за активностью различных участков коры головного мозга. При этом одним из преимуществ МРТ является то, что этот метод является неинвазивным, то есть не подразумевающим необходимости «физически» проникать в организм, чтобы получить о нём информацию.

ВИЧ может содержаться в спинномозговой жидкости. Но на сегодняшний день для диагностики состава спинно-мозговой жидкости применяется люмбальная пункция — крайне ниприятная болезненная процедура, требующая ввести иглу в оболочки спинного мозга на уровне поясницы.

МРТ же представляет собой совершенно безболезненный метод, на основе которого ученые также смогут оценивать способность лекарств от ВИЧ проходить через гематоэнцефалический барьер.

Специалисты изучили данные 146 человек, которые столкнулись с проблемами с мозгом в течение 2011-2015 годов. Магнитно-резонансная томография позволила обнаружить вирус в спинно-мозговой жидкости 22 из них, то есть 15 процентов.

При этом у тех, с кем случились изменения в белом веществе мозга, болезнь встречалась в десять раз чаще. Эти изменения вызвало воспаление в мозгу, которое, в свою очередь, произошло из-за ВИЧ.

Учёные надеются, что применение подобного метода в будущем позволит искать ВИЧ в мозге пациентов значительно быстрее и более безболезненно. О полученных результатах сообщается в научной статье, опубликованной на страницах журнала Clinical Infectious Diseases.

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день благодаря новейшим достижениям медицины ВИЧ значительно реже приводит к развитию проблем с мозгом и когнитивными способностями, однако полностью решить эту проблему не удалось до сих пор. Считается, что в мозге вирус иммунодефицита человека активен примерно у 10-15 процентов заражённых людей.

На сегодняшний день терапия ВИЧ является значительно более эффективной, чем в прошлом — с помощью специальных персонажей вирусную активность нередко стало возможно снизить до нуля, — однако ни одного официально подтверждённого случая полого излечения до сих пор не зафиксировано.