Вторник, 16 апреля 2024 года

Российские генетики назвали главный секрет развития гипертонии‍

Группа биологов новосибирского Института Цитологии и Генетики РАН предложила объяснение развития гипертонии — стойкого повышения артериального давления. Отчет об их исследовании опубликован в журнале Experimental Physiology, кратко о нем сообщил портал новостей науки EurekAlert.

Гипертония может быть обусловлена происходящими в раннем возрасте изменениями, затрагивающими нервную активность и кровоток в головном мозге, считают российские ученые.

Она создает условия для заболеваний сердца, почек, глаз, головного мозга и других органов. И, хотя кровеносная система человека хорошо изучена, в 95 процентах случаев повышенное кровяное давление до сих пор не имеет объяснения. Сибирские ученые предположили, что причины гипертонии кроются в раннем детстве — в пережитом тогда стрессе и связанном с ним изменении кровотока мозга.

Учёные провели эксперименты на крысах. Биологи исследовали физиологические изменения в организме крысы, пережившей нервное потрясение в возрасте четырех-шести недель, и сравнили его с сородичами, чье детство протекало спокойно.

Лабораторных животных поделили на две группы, у одной из которых кровяное давление было нормальным, а у другой — повышенным. При этом гипертония у мышей из второй группы появлялась на четвёртую-шестую неделю жизни, после чего уже не исчезала.

Ученые сравнили грызунов между собой. Выяснилось, что после стресса кровяное давление в теле зверька стало стабильно высоким. У грызунов с повышенным кровяным давлением была несколько изменена активность префронтальной коры и гипоталамуса, а также некоторых других отделов головного мозга, причём в одних отделах она была повышенной по сравнению с мышами из «контрольной группы», а в других — напротив, пониженной.

Также учёные зафиксировали изменения кровотока в определённых артериях в мозге. Хотя результаты были зафиксированы в ходе экспериментов с животными, специалисты считают вполне вероятным, что схожие явления могут наблюдаться и в мозге людей, страдающих от гипертонии.

В контрольной группе животных таких перемен зафиксировано не было.

«Исследование ранних физиологических изменений в крысах может помочь нам выяснить причину высокого кровяного давления и предотвратить болезнь на ранней стадии», — считает один из авторов исследования Алиса Серяпина.

Но специалисты отмечают, что, хотя во многих отношениях гипертония на сегодняшний день изучена довольно подробно, в подавляющем большинстве случаев назвать причину её появления у тех или иных людей оказывается весьма затруднительно, и это, в свою очередь, затрудняет борьбу с данной проблемой.

Новое исследование, вероятно, позволит хотя бы отчасти улучшить эту ситуацию, надеются учёные. О полученных результатах биологи рассказали на страницах научного издания Experimental Physiology.