Австралийские психологи выяснили, какие факторы являются определяющими, чтобы с большей вероятностью получить премию «Оскар». Результаты соответствующего исследования были опубликованы в British Journal of Psychology.
Что необходимо актёру для того, чтобы выиграть заветный «Оскар»? Вариантов может быть множество: поступить в лучшую актёрскую школу, получить идеальный сценарий или нанять талантливого агента. Но посмотрим на это с точки зрения науки: недавнее исследование, проведённое в Школе психологии при Квинслендском университете в Австралии, раскрыло волшебную формулу получения награды. Необходимо быть американским актёром и сыграть в фильме, в котором рассказывает об американской культуре, считают учёные Зелёного континента.
Результаты исследования важны не только для Голливуда, уверены психологи. По этой причине ведущий автор исследования Никлас Стеффенс (Niklas Steffens) и его исследовательская группа стали изучать, что называется, критерии успеха. Они обнаружили, что выбор победителей (в различных категориях) зависит от того, кто именно присуждает награду. Причём важным условием было и то, имели ли эти две группы (получившие «Оскар» и присудившие его) общие интересы.
Начиная с 1929 года Премия Американской академии кинематографических искусств и наук (тот самый знаменитый «Оскар») вручается за вклад в создание кинофильмов. Интересный факт: существуют слухи, что прототипом загадочной модели статуэтки «Оскара» послужил мексиканский актёр и режиссёр Эмилио Фернандес, живший когда-то в Голливуде.
Практически каждого режиссёра или актёра могут включить в различные категории «Оскара», если выполнен ряд условий (они действуют для создателей фильмов из любых стран), в том числе фильм должен выходить в прокат в Голливуде и включать субтитры на английском языке.
Можно предположить, что у всех существуют равные условия. Но, по словам Стеффенса, изучая данные, он увидел немного иную картину.
Он и его коллеги проанализировали 480 номинантов премии «Оскар», вручаемых Американской академией кинематографических искусств и наук, и 428 номинантов премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). В анализ вошли номинанты, претендовавшие на победу в категориях «Лучшая мужскую роль» и «Лучшая женская роль» в обеих кинематографических премиях, начиная с 1968 года, включая всех победителей.
Затем исследователи проанализировали, как много номинаций и наград присуждалось «своей группе» артистов (жителям США в случае с «Оскаром» и жителям Великобритании в случае с премией BAFTA) и «чужой группе» артистов (актёрам, которые не были жителями США в случае с «Оскаром», и актёрам, которые не были жителям Великобритании в случае с премией BAFTA). Иными словами, учёные разделили актёров на две группы: «свои» и «не свои».
Результаты показали, что актёрам из США награды вручали чаще остальных, даже в Великобритании. Они получили более половины всех наград в премиях «Оскар» и BAFTA.
Кроме того, актёры чаще всего выигрывали в том случае, если они входили в ту же социальную группу, что и судьи. Например, американские актёры выиграли 52 процента всех кинонаград BAFTA и 69 процентов всех «Оскаров». Британские актёры увезли домой только 18 процентов всех «Оскаров» и 34 процента всех кинонаград BAFTA.
Ещё одним важным фактором успеха является тема фильма. Американские актёры составляли 26 процентов среди лауреатов, чьи работы рассказывали о неамериканской культуре, но среди победителей, в чьих фильмах была показана американская культура, их оказалось 88 процентов.
Аналогичные данные можно найти и в британской хронике. Актёры из Великобритании, сыгравшие в фильмах о британской культуре, имели в 20 раз больше шансов выиграть премию BAFTA, чем актёры, показавшие жизнь другой культуры.
«Культура, о которой идёт речь в кино, имеет больше значение. И именно тематика фильма увеличивает шанс получения награды. Мы, скорее всего, признаем актёров из «своей» группы, изображающих жизнь опять же «своей» группы», — добавляет учёный.
Подобные результаты, считает Стеффенс, важны не только в рамках восприятия актёрской профессии.
«Наше исследование имеет значение для признания творчества в целом. Всем нам приятно думать, что наша оценка является объективной и свободной от оценочных суждений, но на самом деле она сильно структурирована нашей группой», — говорит он.
Иными словами, наше восприятие находится под сильным влиянием социальных групп, членами которой мы сами являемся.
Также Стеффенс сделал некоторые прогнозы о том, кто же получит «Оскар» 26 февраля 2017 года. По его словам, вероятность того, что творческие заслуги будут оценены, повышается, если судьи и актёры принадлежат к одной и той же группе.
«Очевидно, что не будет никакой случайности в том, что фильм, рассказывающий о жизни исполнителей в Голливуде, – «Ла-Ла Ленд» – получит наибольшее количество наград в США», — заключает учёный.
В конце месяца сможем увидеть, правдивы ли оказались прогнозы австралийского учёного.
Исследование опубликовано в научном издании British Journal of Psychology.