В Москве открылась выставка современного японского художника Ясумасы Моримуры "История автопортрета" при поддержке журнала L’Officiel. Он работает в весьма необычной технике: сначала делает селфи, после чего в своих же картинах перевоплощается в великие образы. Показ открывает раннее произведение Ясумасы Моримуры "Портрет. Ван Гог". Всего в экспозиции представлены 80 работ художника.
От Альберта Дюррера до Сальвадора Дали. Только вместо привычных европейских черт у них проглядывают азиатские. Ясумаса Маримура, фотографируя себя, воссоздает портреты великих художников. Получается селфи как произведение искусства.
"Все мои произведения посвящены истории искусства, и на них в качестве персонажа выступаю я сам. Я всегда очень любил фантазировать, придумывать истории, в которых был главным героем. Это и привычка к рисованию привели к созданию собственного стиля, который я называю фотографический автопортрет на тему истории искусства", — рассказал художник.
В экспозиции представлены 80 работ Моримуры с 1985 года. Открывает показ его раннее произведение "Портрет. Ван Гог", продолжают автопортреты прошлого года в образах Леонардо да Винчи, Караваджо, Рембрандта, Магритта, а работу "Дали и Гала в Зазеркалье" можно посмотреть через стереоочки, что делает ее объемной.
Ясумаса Моримура является одним из самых ярких представителей жанра апроприации — это когда художник в своих работах частично или полностью использует знаменитые шедевры, тем самым переосмысливая их. Работа под названием "Симпозиум автопортретов", открывающая всю выставку, является ярким примером такого переосмысления.
Все картины — это постановочные фотографии. Некоторые Моримура дополняет при помощи компьютерной графики. В роли всех персонажей сам автор. В одной работе он воплощает то один, а то и несколько образов сразу. И тогда приходится работать в команде.
"Есть произведения, где я работаю один, есть такие, где я работаю с несколькими ассистентами, а для некоторых произведений мне требуется помощь более 30 человек. Как правило, это картины, которые воплощают много образов", — объясняет Ясумаса Моримура.
Как рассказал Моримура ТАСС, в зависимости от объема работы его команда может достигать 30 человек, но иногда он работает один. При этом вмешательство в создание фотографии современных технологий минимально. Главное — это реквизит и грим, с помощью которого он, например, сделал характерное для Дюрера чуть удлиненное лицо.
Компьютерная графика используется только в том случае, если композиция многофигурная, а все образы воплощает сам Моримура, например, в цикле, посвященном полотну "Менины" Диего Веласкеса. На выставке он занимает отдельный зал. Художник представил картину в оригинальной авторской версии, с исчезнувшими героями или отвернувшимися от зрителей.
"Я занимаюсь фото, и если художник может что-то переделать, то я не могу начать съемку, если не буду знать о костюме в деталях, даже скрытых от зрителя", — отметил художник.
У некоторых произведений Моримуры находятся аудиогиды с записью эссе художника.
65 летний японский художник-фотограф начал творить с середины 80-х годов и сразу зарекомендовал себя в качестве мастера портретной фотографии. Уже тогда он перевоплощался в героев массовой культуры, показывая, что искусство может быть разным.
"Это тоже искусство, и чтобы его понимать, нужно быть чуточку грамотнее не только в области искусства классического, но и в области методов, с которыми работают современные художники", — поясняет Ольга Аверьянова, куратор выставки.
На выставке побывали известные личности, среди них Ксения Собчак, Полина Аскери, Милана Кержакова, Мадина и Мариана Гоговы, Изольда Ишханишвили, Ольга Вильшенко, Екатерина Одинцова и другие звезды.
"Замечательный постмодернист, жалко, с Мамышевым-Монро его уже не познакомить", — поделилась впечатлениями от выставки в Instagram Ксения Собчак.
Выставка японского художника, работающего в жанре апроприации, Ясумасы Моримуры "История автопортрета" с этого дня и до 9 апреля открыта для всех желающих.