Четверг, 28 марта 2024 года

Ученые научились отличать фейковые новости от настоящих

Специалисты Кембриджского университета разработали «вакцину», которая может стать эффективным инструментом в борьбе с распространением фейковых новостей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на BBC.

По данным исследователей, для выработки «иммунитета» у читателей необходимо использовать методы психологического воздействия. Ученые уверены, что небольшие «дозы» дезинформации могут приучить читателей относиться к информационным поводам более критично.

В ходе исследования специалисты продемонстрировали двум тысячам добровольцев два текста, посвящённых глобальному потеплению, один из которых позволял последовательно ознакомиться с достоверными данными, в то время как второй был откровенной дезинформацией, бездоказательной, но при этом поданной как нечто яркое и сенсационной. Как выяснилось, у большинства участников исследования именно фальшивка вызвала больше доверия.

В дальнейшем учёные добавили в первый текст некоторую часть ложной информации, сопроводив её предупреждением, что подобные данные действительности не соответствуют. Как выяснилось, небольшая доза «разоблачённой» дезинформации заставила участников исследования более внимательно относиться и к прочим данным, упомянутым в обеих статьях и, таким образом, отделить правду от вымысла значительно лучше.

По мнению учёных, небольшая «доза» дезинформации, подаваемая в правильном контексте, способна сыграть роль своего рода «вакцины» от фейковых новостей: они помогают разуму противостоять влиянию дезинформации, как обычные вакцины учат организм бороться с инфекцией.

Свою научную работу психологи опубликовали в издании Global Challenges. Учёные надеются, что благодаря их выводам люди смогут лучше разбираться в информационном потоке, вычленяя из него информацию, соответствующую действительности, и относясь с необходимой долей скептицизма к непроверенным данным. По мнению исследователей, полезнее всего это может оказаться при изучении новостей на политическую и военную тематику.

По словам одного из авторов работы Сандера ван дер Линдена, дезинформирующие новости буквально «липнут» к читателю, стремительно распространяясь, подобно вирусу. Однако существует реальная возможность упреждающего воздействия на аудиторию с помощью сознательно внедряемой небольшой дозы дезинформации, которая будет действовать подобно прививке от фейкового «вируса».

Это позволит создать устойчивость к ложной информации, и со временем читатели станут менее восприимчивы к ней. Так, если в контент вместе с правдивой информацией добавляется доля дезинформации с соответствующим предупреждением, то последующий фейк уже не будет активно восприниматься аудиторией.


Выбор редакции


Еда