Вторник, 19 марта 2024 года

Ученые доказали, что умеренное голодание способно продлить жизнь в полтора раза

Американские ученые представили новые доказательства того, что низкокалорийная диета увеличивает продолжительность и качество жизни макак-резусов и что она должна продлить жизнь и человеку. Умеренное голодание действительно может быть лечебным, сообщает РИА Новости со ссылкой на Nature Communications.

То, что голодание полезно для организма, выяснилось в ходе экспериментальной программы с приматами. Аналогичные опыты на грызунах уже подтверждали, что снижение потребляемых калорий на 30-40 процентов способно увеличивать продолжительность жизни. Однако получить такие же данные при исследовании приматов удалось не сразу. Во-первых, приматы изначально живут гораздо дольше мышей и крыс, а во-вторых результаты исследований, которые все же были проведены, оказались противоречивыми.

Показано, что ограничение калорийности пищи продлевает жизнь и уменьшает риск возникновения возрастных заболеваний у многих животных (например, у грызунов), однако оставалось неизвестным, как оно влияет на скорость старения приматов, к которым также относятся Homo sapiens. В конце 1980-х годов были запущены два крупномасштабных исследования воздействия малокалорийной диеты на макак-резусов (Macaca mulatta). Эти обезьяны являются модельным организмом для изучения процесса старения людей, поскольку их геном на 93 процента идентичен человеческому. Кроме того, ряд анатомических, физиологических и других биологических черт макак-резусов аналогичен таковым у Homo sapiens.

Одно из исследований с участием 76 обезьян проводилось в Висконсинском университете. Во втором 121 животное изучалось специалистами одного из подразделений Национального института старения (NIA). Выводы, к которым пришли ученые из различных центров, оказались противоречивыми. Так, результаты первого исследования показали, что ограничение калорийности улучшило состояние организма и продлило жизнь животным. В NIA не зафиксировали статистически значимого влияния диеты на животных.

Ученые провели дополнительный анализ данных, полученных в ходе обеих научных работ, чтобы выяснить причины различий в результатах. Оказалось, что исследования отличались друг от друга по ряду показателей. Например, в NIA изучали влияние диеты на молодых животных, хотя ограничение калорийности выгодно для взрослых и пожилых обезьян. Также были найдены расхождения в составе пищевых продуктов. Так, макак-резусов в Висконсинском университете кормили едой с высоким содержанием сахара, поэтому животные, получавшие мало калорий, оказались более худыми, чем обезьяны из контрольной группы.

С учетом различий, исследователи пришли к выводу, что умеренное ограничение калорий на 30 процентов продлевало жизнь приматам (в среднем, на два года у самцов, и на шесть — у самок). При этом снижается риск возникновения рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Ученые продолжили работу только с теми обезьянами, которым ограничивали рацион в более зрелом возрасте. После этого научные данные совпали. Продолжительность жизни "голодающих" увеличилась на 2-4 года, а некоторые приматы жили почти в 1,5 раза больше, чем их собратья из контрольной группы. Одной из макак-резусов уже исполнилось 43 года. Дольше приматы этого вида, насколько, известно ученым, никогда не жили. Более того, здоровье обезьян, питающихся с ограничением, улучшилось. Ученые считают, что путем снижения потребляемых калорий можно увеличить продолжительность и качество жизни и у человека тоже.

Помимо более длительных сроков жизни, низкокалорийная диета улучшила состояние здоровья приматов, позволяя вести более активный образ жизни в глубокой старости. Все это, как считают обе группы ученых, указывает на возможность использования аналогичной стратегии для продления жизни человека.

Ранее специалисты из Университета Бака в США выяснили, что небольшое голодание не всегда вредно, а наоборот, приносит даже пользу. Согласно итогам их экспериментов на личинках плодовых мушек дроздофил, голодание улучшает мозговую деятельность