Вторник, 19 марта 2024 года

Новосибирские ученые обнаружили ген, влияющий на развитие депрессии

Ученые Федерального исследовательского центра «Институт цитологии и генетики» (ИЦ ИЦиГ) в Новосибирске с помощью методов статистического генетического анализа обнаружили ген, отвечающий за развитие депрессии у европейцев, сообщает во вторник , 17 января, пресс-служба учреждения. Об этом информирует «РИА Новости».

В ИЦиГ отметили, что группа ученых во главе с доктором биологических наук Татьяной Аксенович единственная в России занимается разработкой статистических методов генетического анализа. На их основе потом создаются пакеты программ, с помощью которых можно идентифицировать гены, ответственные за то или иное заболевание. Исследователям удалось получить результаты, протестировав всего около двух тысяч человек, а не 50 тысяч, как при применении других подобных методик.

«Это стало возможным благодаря новым методам генетического анализа, разработанным и реализованным в виде пакета программ «Фрегат» сотрудниками института», — говорится в сообщении.

На данный момент группа сотрудников лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ — единственная в России, которая занимается разработкой статистических методов генетического анализа. В дальнейшем, на их основе создаются пакеты программ, с помощью которых можно идентифицировать гены, ответственные за то или иное заболевание.

Ген был обнаружен в ходе изучения геномов, полученных от голландского центра «Эразмус» в Роттердаме, где занимаются изучением депрессии.

«Вклад генотипа в развитие депрессии примерно такой же, как и у шизофрении, но для шизофрении уже установлены десятки генов, которые контролируют возникновение и развитие этого заболевания. Для депрессии до сих пор не было надежно установлено ни одного гена», — отмечает глава новосибирской лаборатории Татьяна Аксенович.

Новосибирским исследователям удалось получить результаты, проанализировав всего около 2 тыс. человек. Изучались не каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается в такого рода исследованиях, а генотипы всех вариантов одновременно.

«Мы не стали рассматривать каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается в такого рода исследованиях. Вместо этого мы брали ген целиком и исследовали генотипы всех вариантов одновременно. Более того, мы рассматривали только те генетические варианты, которые меняют структуру соответствующего белка. Еще одной нашей «фишкой» стало то, что мы изучали не диагноз, то есть, есть депрессия или нет, а сосредоточились на так называемых депрессивных симптомах», — приводятся в сообщении слова Аксенович.

По данным института, в ходе этой работы ученым удалось идентифицировать ген, участвующий в контроле депрессии. После этого голландские исследователи подтвердили полученный результат на независимой выборке людей, что позволяет считать его достоверным.

В ИЦиГ пояснили, что это направление исследований относится к математической генетике. Для апробирования своих разработок на практике ученые используют коллекции геномов, имеющиеся в распоряжении других научных групп, занятых изучением конкретных заболеваний. Иногда при тестировании новых методов получаются неожиданные интересные результаты, как это и произошло в этот раз с данными, полученными от голландского центра «Эразмус» (Роттердам), где занимаются изучением депрессии — одного из самых распространенных психических расстройств современности.