Четверг, 19 января 2017 года

Триумфатор «Золотого глобуса»: мюзикл «Ла-ла ленд» о золотом веке Голливуда вышел в прокат

Триумфатор «Золотого глобуса»: мюзикл «Ла-ла ленд» о золотом веке Голливуда вышел в прокат
Реклама

Стремительно собирающий все призы сезона кинопремий фильм "Ла Ла Ленд" — небезупречная, но достойная попытка возродить ушедший, казалось, в безвовратное прошлое жанр киномюзикла. Он сделан виртуозно, но покоряет не техничностью, а свободой. Мюзикл уже вышел в прокат, сообщает "Русская служба ВВС".

Традиционный январско-февральский марафон кинематографических наград набирает обороты. Начался он с "Золотого глобуса" — премии, присуждаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы, победители которой были объявлены в Лос-Анджелесе 8 января. Завершится же он там же, в Лос-Анджелесе, грандиозной церемонией "Оскаров", которая в этом году пройдет 26 февраля.

Номинанты на "Оскар" пока еще не объявлены, но "Золотой Глобус" и БАФТА традиционно считаются индикаторами будущего оскаровского успеха. Если верить этим индикаторам, то бесспорный фаворит нынешнего наградного сезона — американский мюзикл "Ла Ла Лэнд".

Вслед за беспрецедентным — семь наград из семи номинаций! — успехом на "Золотом глобусе" он получил и рекордные 11 номинаций на БАФТА. В обеих премиях фильм отмечен в самых главных категориях — лучший режиссер, лучший сценарий, лучшие актеры в мужских и женских ролях, лучшая музыка и лучший музыкальный и комедийный фильм.

«Ла-Ла Ленд» — возрождение золотой эпохи

"Ла Ла Ленд" — мюзикл. Наряду с вестерном это один из самых традиционных голливудских форматов. Как и вестерн, мюзикл пережил свою золотую эпоху в 30-50-е годы, и, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое.

«Ла-Ла Ленд» принадлежит к числу фильмов, объявляющих о своих намерениях в первой же сцене. Позаимствовав визуальный гэг с растягиванием кадра до формата Cinemascope из музыкальной комедии 1956 года «Эта девушка не может иначе», первое, что он показывает — вид на лос-анджелесскую пробку в ещё один день палящего солнца, где все застряли намертво и совершенно не романтичным образом. Но вскоре перебивающие друг друга радиостанции стихают, обитатели машин выбираются наружу, и перед зрителем тут же разворачивается бойкий четырёхминутный музыкально-танцевальный номер, включающий в себя несколько дюжин исполнителей (в том числе на велосипедах и скейтбордах) и снятый летающей повсюду камерой без видимых монтажных склеек, что, с одной стороны, для этой конкретной сцены необязательно, с другой — не перетягивает на себя внимание и не нарушает динамику.

Какая улыбка у Райана Гослинга, какие глазищи у Эммы Стоун! Несовершенство вокала лишь добавляет обоим обаяния. И иронически снижает хрестоматийный сюжет о встрече двух мечтателей в городе грез – Лос-Анджелесе.

Ведь «Ла-ла ленд», конечно, отправляет нас в золотой век Голливуда. Танцевальные дуэты напоминают о Фреде Астере и Джинджер Роджерс. Цвета в кадре – о технологии Technicolor. «А вот окно, из которого смотрела Ингрид Бергман в «Касабланке», – показывает героиня Эммы Стоун, в перерывах между актерскими пробами подрабатывающая в кофейне одной из голливудских студий. А вот и сама Ингрид Бергман – на плакате в комнате героини. И, наконец, апофеоз – любовная сцена в той самой обсерватории, где разворачивалась кульминация «Бунтовщика без причины» и куда герои срываются с киносеанса, на котором во время их первого поцелуя плавится пленка (неужели привет уже Ингмару Бергману? – травестия знаменитого кадра из «Персоны»).

Выпустив наружу свою заразительную энергию, все вновь садятся за руль, и наступает время для отрезвляющего момента кульминации: каждый из них по-прежнему стоит на том же самом месте. И даже когда они вновь двинутся вперёд, то приедут вовсе не туда, где хотят быть.

Это фильм о людях, которые проводят всю свою жизнь в окружении наследия кино и музыки и отчаянно хотят этому наследию соответствовать; персонаж Гослинга — сноб и пурист, вынашивающий мечты о хипстерском джаз-клубе, героиня Стоун после неудачных кинопроб возвращается домой к висящим повсюду постерам голливудской классики и огромному плакату с Ингрид Бергман. (Забавно, что именно мюзиклов в их мире явно не существует, в этом смысле создатели осторожно держат дистанцию.)

Сюжет «Ла-ла ленд», конечно, построен на типовом конфликте между мечтой и реальностью, который переживают оба главных героя, Мия и Себастьян, – начинающая актриса и упрямый музыкант. Ах да, сценарист и постановщик фильма Дэмьен Шазелл заставляет их выбирать также между любовью и призванием.

Шазелл, пользуясь заработанной им властью, позволяет своим героям пережить свой собственный роман из тех, что бывают только в кино; кульминацией этого служит эпизод, в котором они в буквальном смысле возносятся к звёздам, после чего первый поцелуй игриво подчёркивается триумфальным ударом по зрительским ушам. Но неприятная реальность, одновременно используемая режиссёром как повод для музыкальных номеров (тут и затор, и потерянная машина Стоун, и выходящий из строя проектор) и демонстративно прекращающая те же самые номера, всё настойчивее даёт о себе знать — до тех пор, пока герои не спускаются с небес на землю окончательно, и фильм не превращается из романтической комедии в драму, под конец формируя совершенно неожиданную прокатную рифму со «Светской жизнью» Вуди Аллена.

Но в финальной трети, когда музыка звучит всё реже и реже, ослепительные цвета увядают, а персонажи накапливают опыт и получают возможность оглянуться назад, фильм становится сложнее и интереснее, и в число его самых эмоционально задевающих моментов входят уже не только сложнопостановочные аттракционы, но и очень просто снятые и смонтированные диалоги. Чуть позже наступит время для ещё одного в карьере Шазелла грандиозного финала, но и в нём кажется особенно важным, что это первый раз, когда режиссёр позволил себе полностью закрытую концовку. Действия совершены, последствия известны, и всё, что можно сделать — оглянуться назад и помечтать ещё раз.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Обсудить новость и добавить комментарий
Выбор редакции