Суббота, 20 апреля 2024 года

Волочкова ответила митрополиту Тихону: балерина посоветовала священникам не вмешиваться в искусство

Балерина Анастасия Волочкова прокомментировала радиостанции «Говорит Москва» заявление митрополита Новосибирского и Бердского Тихона о балете «Щелкунчик» . По её мнению, «что-то не в порядке» со священнослужителем.

Известная балерина и светская львица Анастасия Волочкова защитила балет «Щелкунчик», который митрополит Новосибирский и Бердский Тихон назвал «оккультной» постановкой. По мнению Волочковой, «что-то не так со священнослужителем».

«Как можно считать оккультным классический балет, который написан великим композитором Чайковским, который поставлен, если мы говорим о классической редакции, в лучшем виде?! Он, на мой взгляд, вообще является святым», — заявила Волочкова.

Она отметила, что «Щелкунчик» — это первый спектакль, который она посмотрела в детстве, и именно эта постановка зародила в ней мечту стать балериной.

«Пусть дети, взрослые и молодёжь приходят на балет «Щелкунчик».  Пусть они лучше балет смотрят, чем тот отстой, простите, который нам пропагандируют с экранов  телевизора, интернета. Это моё убеждение. А попам я бы посоветовала сидеть в церкви и молиться за всех нас, и не лезть в светскую жизнь и искусство», — подчеркнула Волочкова.

Митрополит Тихон перед премьерой в новосибирском театре оперы «Рождество» заявил, что эта постановка планировалась как спектакль, который надо было бы «показывать ежегодно в святки, в день Рождества Христова, на Новый год», сообщается на сайте Новосибирской митрополии, по заказу которой была поставлена опера.

«Потому что обычно показывают балет «Щелкунчик», но считается, что там герой — принц-оборотень, оккультная постановка, поэтому если говорить о наших традициях, хотелось бы, чтобы праздник отражал суть Рождества Христова, просматривалось и само евангельское повествование, чтобы было нарядно, весело, с елкой, чтобы дети присутствовали», — сказал митрополит.

Тем временем на сайте Новосибирской митрополии РПЦ появилось объяснение, почему митрополит на премьере оперы Ираиды Сальниковой «Рождество» высказался о балете «Щелкунчик» в таком ключе. Судя по открытым источникам, автором цитируемой митрополией статьи является Светлана Адоньева, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

«О сюжете «Щелкунчика» говорится в ряде исторических исследований, в частности, в статье «Советская елка: генезис современного ритуала». Приведем цитату из статьи: «Вхождение в праздничный русский быт елочного увеселения происходит одновременно с созиданием писателями-романтиками образа мистической Русской обрядовой старины. Рождественская елка — одно из таких идеологических новообразований: она становится элементом праздничного быта «просвещенного» русского читателя, в 20–30-е годы узнавшего о «прелести» Русской национальной традиции из передовой немецкой романтической литературы. Отметим, что наиболее известным «обычаем» такой неостарины становится «вызывание суженого», спиритический сеанс. В середине XIX столетия демоном святочного спиритического ожидания, благодаря романтикам, становится суженый ряженый («Щелкунчик», принц, оборотень)», — процитировали в митрополии.

Высказывания митрополита Новосибирского и Бердского Тихона о балете «Щелкунчик» не касались непосредственно постановки в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, заявили агентству «Интерфакс» в пресс-службе театра.

«Речь шла о балете «Щелкунчик» вообще, как об идее. Поэтому не следует говорить об изменении репертуарной политики в этом отношении», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что этот спектакль на протяжении последних нескольких лет входит в репертуар театра в декабре и январе.

В 2015 году священник пожаловался в прокуратуру на постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Митрополита возмутил использовавшийся в сценографии спектакля плакат с Христом, изображенным между женских ног. Режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича обвинили в оскорблении чувств верующих, позже они были оправданы судом. Однако Мездрича вскоре уволили.

Ранее Анастасия Волочкова показала, каким нелегким и болезненным может быть путь к успеху. Чтобы там ни говорили ее завистники и недоброжелатели, а стать балериной дано только избранным и очень упорным.


Выбор редакции


Еда