Пятница, 19 апреля 2024 года

Рост мировой экономики может споткнуться о долговую проблему

Предварительные итоги 2016 года, вопреки множеству страхов, оказались удовлетворительными. Отмечен рост рабочих мест, динамика ВВП вполне неплохая и т.п.
Однако, есть и здоровый «половник дёгтя» — объем мировой долговой нагрузки существенно вырос.

Прибавка к долговой нагрузке за 3 квартала 2016 года составила $11 трлн., сам долг достиг $217 трлн. или 325% мирового ВВП.

В ожидании грядущего удорожания заимствований, государства и компании нарастили долг рекордными темпами. Сам по себе долг не является обязательно плохим явлением, проблемы начинаются, когда его обслуживание становится дороже, а фондоотдача – ниже.

Например, при увеличении мирового ВВП на $2,2 трлн., долги росли примерно на $15 трлн. Т.е., рост был обеспечен, прежде всего, масштабными заимствованиями, отдача от которых была весьма скромна..
Именно на это обстоятельство и обращают внимание аналитики, говоря об опасности перераздувания долгов. При этом, долг все труднее «переложить» на потребителей или другие страны, компании и т.п. Глобализация имела и свойство выравнивания – все малейшие возможности получения прибыли немедленно «заливались ликвидностью». Теперь, напротив, есть значительная опасность волн паники – на фоне общего неустойчивого равновесия, подталкиваемые спекулянтами рынки и компании, могут взлететь или обрушиться необычайно быстро.
Наконец, в силе и фактор ФРС. Объем предоставляемой системой ликвидности перестает расти и начинает сжатие, соответственно, более чем вероятны ситуации дефицита ликвидности, который никто не будет спешить закрыть. Точнее, закрытие будет весьма и весьма дорогим. Это создает риск «саморазогрева», большая нужда повышает ставки, что ведет за собою большую нужду. И, рефинансирование долга в условиях роста ставок, не облегчит, а существенно усугубит проблему.


Выбор редакции


Еда