Четверг, 28 марта 2024 года

«Свинья в мешке. Дорого»: Украина ищет покупателей ГТС ради газа из России

Сегодня, 5 января, руководитель украинской компании "Нафтогаз" Андрей Коболев сделал заявление о желании привлечь к управлению местной ГТС европейскую компанию. Очевидно, что таким образом Киев хочет оставить за собой место транзитера газа из России в Евросоюз. Однако нужно ли этой самой Европе?

Несмотря на все споры с Москвой, в Киеве понимают, что без России пополнить украинский бюджет чем-то кроме пустых обещаний будет сложно. Одной из самых выгодных для Незалэжной сфер двусторонних отношений всегда был транзит голубого топлива в Европу. Чтобы сохранить эту статью доходов, глава украинского "Нафтогаза" Андрей Коболев сегодня сообщил о необходимости привлечь к управлению ГТС компанию из ЕС.

Конечной целью процесса по созданию отдельного оператора газотранспортной системы Украины, по мнению Коболева, является "привлечение европейской компании" для того, чтобы "у них был свой интерес". По словам главы "Нафтогаза", Киев фактически желает "поделиться частью своего бизнеса". Для чего это нужно Украине? Ответ очевиден. Уже давно обладая в глазах России и "Газпрома" в частности репутацией неблагонадежного партнёра, Киев решил подстраховаться с помощью Европы.

Ведь Москва давно хочет отказаться от транзита газа через территорию Украины, где большая доля предназначающегося потребителям ЕС голубого топлива попросту разворовывается. Подключение еврокомпании к управлению незалэжной ГТС, по мнению главы "Нафтогаза", должно гарантировать Киеву, что и после 2019 года прокачка газа через Украину продолжится. Причину заявлений Коболева в этом видит и польский эксперт Анджей Щенсняк. Правда, по его мнению, предложение украинской стороны вряд ли кого в Европе или США заинтересует.

— Сохранение транзита через Украину обсуждается уже несколько лет, — сказал Лайфу независимый эксперт по газу из Польши Анджей Щенсняк. — Но ответа на этот вопрос пока нет. По понятным причинам ни европейские, ни американские компании до сих пор не выражали желания становиться владельцами трубы, так как нет уверенности в её будущем и окупаемости. И это предложение, вероятно, останется без ответа. Говоря о вообще смысле сохранения транзита, стоит подчеркнуть, что продажа трубы интересна Украине не только из-за получения денег, но и так как если ей будет владеть европейская компания, она уже не даст её оставить без газа, особенно если это будет компания — покупатель российского газа. Но никто даже под давлением Еврокомиссии на это не пойдёт. Еврокомиссия, я считаю, не стала бы давать и принуждать к подписанию контракта на покупку трубы — это равно покупке свиньи в мешке.

Напомним, что сейчас Россия готовит сразу два амбициозных газотранспортных проекта — "Турецкий поток" и "Северный поток — 2″, — которые дадут Москве шанс отказаться от прокачки голубого топлива по неблагонадёжной украинской ГТС.


Выбор редакции


Еда