Четверг, 25 апреля 2024 года

В России с 1 января вступил в силу закон, разрешающий лечение живыми клетками

Закон о биомедицинских клеточных продуктах, разрешающий лечение живыми клетками, вступил в силу с 1 января. Об этом информирует "Московский комсомолец". 

Закон о биомедицинских клеточных продуктах (БМКП), разрешающий использовать живые клетки для лечения человека, вступил в силу в России с 1 января. Соответствующий указ был подписан президентом России 23 июня прошлого года.

Благодаря этому закону начинает развиваться биомедицина. Подробности о возможностях, которые открываются научным работникам и врачам, рассказал Андрей Васильев, являющийся директором Института биологии и развития им. Н. К. Кольцова РАН, а также одним из авторов закона.

"Биомедицинские клеточные продукты — это такие медицинские продукты, в составе которых будут находиться живые, выращенные клетки человека. Клетки никогда не пересаживают в организм в своем первоначальном виде, —  они всегда находятся в каком-то растворе или в составе какой-то композиции, могут быть нанесены на матрикс, перевязочные средства. В составе продукта с  живыми клетками  могут соседствовать  консерванты, специальные среды для поддержания жизнеспособности клеток или даже  антибиотики", — пояснил ученый.

По его словам, проект даст возможность развитию высокотехнологичной промышленности. Однако главное это то, что у пациентов будет возможность лечиться безопасным и качественным методом, который гарантирован государством. Его преимущество в том, что организм не отторгает клетки, как это происходит при трансплантологии.

"Есть сформировавшаяся практика оценки эффективности лекарственных и медицинских средств на основе клинических исследований, которые подразумевают участие сотен и даже тысяч пациентов, анализ положительных и отрицательных результатов. У нас же настораживало то, что на многих конференциях докладывалось только о положительных результатах воздействия клеточных продуктов. Такого не может быть. Зарубежный опыт и масса открытых источников доказывают, что бывают случаи осложнений. Вот совсем недавно прошла информация о гибели 13 (!) пациентов, при лечении которых использовались живые клетки. Это довольно новая сфера медицинской деятельности, а потому к ней должно быть особое отношение", — рассказал Андрей Васильев.

"Потенциал их использования (живых клеток — прим.ред.), конечно же, гораздо больше, чем только область косметологии. Во всем мире клеточные продукты готовят для того, чтобы  победить серьезные социальные заболевания. Клеточные продукты открывают перспективы в лечении нейродегенеративных заболеваний и инсульта, в восстановлении функций печени. На клетки надеются кардиологи, которые смогли бы при помощи  кардиомиоцитов (мышечных клеток сердца) восстанавливать сердца после инфарктов, онкологи, которые  наладили бы производство противоопухолевых вакцин. В нашей стране есть сейчас 3-4 коллектива, которые уже разрабатывают подобные вакцины", — говорит ученый.

"Считается, что клетки могут изменить нашу жизнь так же, как когда-то это сделали антибиотики, увеличив жизнь человека на 25-30 лет, когда воспаление легких перестало считаться приговором. Внедрение новых технологий даст прорыв в лечении ряда неизлечимых пока заболеваний. Мировой опыт подсказывает, что это могут быть клетки используемые для восстановления хряща, кожи, роговицы, уретры, кости. Это продукты, которые за рубежом имеют уже 5-10 летний опыт использования", уточнил Андрей Васильев.

 Добавим, что теперь Фонд обязательного медицинского страхования сможет напрямую, а не через бюджет, финансировать федеральные медицинские организации за оказание ими высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Выбор редакции


Еда