Вторник, 16 апреля 2024 года

«Джентльмены удачи» отмечают 45-летний юбилей

Ровно 45 лет назад, 13 декабря 1971 года, на экраны СССР вышел фильм, моментально вошедший в разряд классики отечественного кинематографа – «Джентльмены удачи».

Благодаря неординарному и очень доброму сценарию Александра Серого, Виктории Токаревой и Георгия Данелия, блистательной режиссерской работе Георгия Данелия и воистину звездному актерскому составу, «Джентльмены» практически сразу же стали легендой: над ними хохотали до слез, на них ходили в кинотеатры множество раз, а фразы моментально разобрали на цитаты, актуальные до сих пор. Кинолента была отснята в рекордные сроки – три месяца, однако путь ее на экраны совсем не был усыпан розами. Первоначально запланированный актерский состав – Ролан Быков, Юрий Никулин, Андрей Миронов и Савелий Крамаров – не сложился, пришлось срочно менять троих мэтров на не менее блистательных Евгения Леонова, Георгия Вицина и Раднэра Муратова. В Самарканде, где проходила часть съемок, еле удалось найти живого верблюда, да и то в зоопарке; кроме того, Леонов категорически отказался кататься на «корабле пустыни», и в кадре Евгений Павлович на самом деле едет на искусно замаскированном сотруднике съемочной группы.

Отснятый материал чуть было не зарубила цензура – количество тюремной лексики было запредельным, что, в общем-то, очень гармонично смотрелось в сценарном контексте, но совершенно неприемлемо было в идеологическом разрезе. Поэтому «редиска», «сосиска» и «петух гамбургский» явились просто спасением для картины, заменив собой более натуральные перлы.

Кроме четверки главных героев, даже исполнители маленьких ролей, такие как Эраст Гарин в роли чудака-профессора, Наталья Фатеева (в фильме – профессорская дочь) и Анатолий Папанов – скучающий командировочный в гостинице – сразу же запомнились и полюбились зрителю. А неповторимая аура добра, незримо витающая вокруг достаточно, в общем-то, серьезного сценария, придала фильму нечто, что прочно удерживает его в числе зрительских симпатий вот уже почти полвека.


Выбор редакции


Еда