Четверг, 25 апреля 2024 года

Массивные черные дыры могли быть созданы с помощью магнитных звезд

Новое исследование предполагает, что сильные магнитные поля могли помочь остановить поток газа от тяжелых звезд, оставив за собой достаточно материала для формирования больших черных дыр.

Ученые Технологического университета Флориды в Мельбурне и Северо-Западного университета в Эванстоне думают, что пара таких магнитных звезд может отвечать за рождение двух черных дыр, гравитационные волны которых были зафиксированы Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерваторией (ЛИГО) в 2015-м. Колебания, отмечается в статье sciencenews.org, были вызваны столкновением этих объектов, вес которых был больше солнечного в 29 и 36 раз. Исследователей удивило обнаружение таких крупных черных дыр. Для их появления требуется взрыв гигантской звезды. Однако, эти «тяжеловесы» настолько яркие, что свет отбрасывает газ в космос.

«Массивные звезды могут потерять до половины своей массы из-за плотных звездных ветров, — объясняет соавтор исследования Вероника Петит, астрофизик Флоридского технологического института Мельбурна. – В результате оставшегося сырья хватает только на маленькие черные дыры».

По одной из теорий, газ может сохраниться, если в его составе присутствуют элементы, тяжелее гелия. Петит с коллегами предложили новую гипотезу: удержанию материала способствуют магнитные поля. Наблюдения последних лет показали, что они присутствуют примерно у 10% звездных тяжеловесов. В некоторых случаях сила излучения превышает 10 000 гаусс (у Солнца – около 1 Гс).

Компьютерные симуляции позволили исследователям увидеть, какая доля звездной массы сохраняется под действием магнитного поля. Оно оказалось эффективным барьером. Звезда, начинавшая жизнь с массой 80 солнц, к ее концу оказывается примерно на 20 солнц тяжелее, чем аналогичный объект без магнитного поля.

«Это – интересная гипотеза того, как звезды сохраняют достаточно материала для формирования массивных черных дыр», — сказала сотрудница Северо-Западного университета Вики Калогера.

Исследование опубликовано в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Несмотря на интересные выводы, ученые признали, что протестировать гипотезу будет сложно.