Вторник, 19 марта 2024 года

Запад обсуждает значение и последствие приватизации «Роснефти»

Хотя приватизация российской компании не была тайной и широко обсуждалась рынком, сама сделка по продаже 19,5% стратегическим инвесторам вызвала небольшой фурор.

10.5 млрд. евро были заплачены за долю в Роснефти компанией Glencore и суверенным фондом Катара. Это вызвало весьма оживленную, хотя и неоднородную реакцию.

Российские источники с удовольствием цитируют FT и Bloomberg, которые отметили неожиданность сделки и первый «заход по-крупному» иностранных инвесторов, произошедший с момента введения санкций против РФ. Bloomberg так вообще отмечает «триумф» Путина, который в очередной раз показал миру, что на Россию бессмысленно давить и с ее позицией придется считаться.

На деле, санкции не являются полными и не существовало прямого запрета на покупку бумаг «Роснефти». Компанию запрещено ссужать деньгами и продавать ей ряд технологий, не более того, хотя вполне понятно, что «дух санкций» нарушен прямо и недвусмысленно.
Гораздо более неожиданными стали покупатели. На приватизируемую долю Роснефти в покупатели прочили китайские и казахские компании. В этом смысле, участие Glencore и Катара весьма приятно и удивительно. Рынку предельно доходчиво пояснено, что сделка не была совершена под напором крайней нужды, и продавец мог проявить определенную «разборчивость».

Меньшей неожиданностью, особенно с учетом неожиданно широкого выбора покупателей, стала неплохая цена продажи. Впрочем, неплохая – по текущим, весьма «голодным» временам. Точно также, один и даже два крупных инвестора в российский бизнес – совсем малая величина для триумфа. Рейтинг России по-прежнему не инвестиционный, все риски по-прежнему актуальны. При этом, отставание от чужого развития продолжает нарастать.


Выбор редакции


Еда