Вторник, 16 апреля 2024 года

Центробанк ведёт войну с деньгами

2 декабря в Госдуме состоялось обсуждение предложенных Центробанком Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшую трёхлетку. Что получит наша страна от их реализации? «Перспектива очевидная, — оценил взятый финансистами курс первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. — Будет замедление экономики и падение жизненного уровня».
 
СТАВЯ ПРИОРИТЕТОМ своей работы достижение низкого уровня инфляции, Центробанк борется не с причиной, а со следствием происходящих в экономике негативных процессов, отметил депутат-коммунист. Чем обусловлена инфляция? Во-первых, тем, что треть продовольствия и 70 процентов промышленных товаров закупается за границей. Повышается курс доллара — повышается цена. Чтобы исключить эту зависимость, надо производить собственные товары. Вторая причина инфляции — ежегодное повышение акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Нам говорят: мы хотим отобрать лишние деньги от продажи нефти и газа у олигархов. Но это повышение олигархи закладывают в цену энергоносителей, что как раз и подгоняет инфляцию. Работает на неё и повышение энерготарифов, за которым всегда следует повышение тарифов на другие услуги ЖКХ. Известно, что повышение на 10 процентов тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличивает на 2 процента общую инфляцию. И ещё одна причина инфляции — высокая кредитная ставка. Если кредитную ставку понизить, инфляция возрастёт, убеждают народ финансисты. «Да ничего подобного, — говорит Николай Арефьев. — Если сделать низкую кредитную ставку, она не будет закладываться в цену товаров, что в свою очередь приведёт к снижению инфляции».
 
Российские предприятия нередко предпочитают брать кредиты за рубежом, обратил внимание главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной Николай Осадчий. Хотя за последние два года внешний долг российских компаний на 200 миллиардов долларов снизился, он по-прежнему огромен и составляет 500 с лишним миллиардов долларов. На вопрос, что нужно сделать, чтобы ускорить перевод внешних долговых обязательств во внутренние, председатель ЦБ ответила весьма странно: надо мониторить внешние заимствования, чтобы понимать, как этот долг накапливается, дабы он не создавал риски. Словом, Центробанк беспомощно отводит себе лишь роль стороннего наблюдателя.
 
В России сложилась странная ситуация, когда доходность предприятий растёт, а их инвестиционная активность падает, подчеркнул Николай Арефьев. Предприятия более охотно кладут сегодня средства на депозит, чем в развитие производства, и, по существу, кредитуют банковский сектор. Банки тоже кладут деньги на депозит в Центробанк, но не снижают стоимость кредита. Центральный банк в свою очередь абсорбирует избыточные денежные средства в банках, чтобы предотвратить снижение кредитных ставок. В стране идёт какая-то незримая война с деньгами, замечает Николай Арефьев. А ведь выход очень простой — повышение потребительского спроса, как со стороны граждан, так и со стороны государства. Потребительский спрос вызывает предложение. Если же есть предложение, значит, экономика развивается. Денежно-кредитная политика должна стимулировать экономику, а не тормозить её, как происходит сегодня. Представленный Центробанком документ противоречит тому, что недавно заявил в своём Послании Федеральному собранию президент о необходимости экономического роста.
 
Впрочем, весь социально-экономический и финансовый курс, проводимый правящей элитой, — это одно сплошное несоответствие слов и дел. Ещё в 2013 году и президент, и председатель правительства заявили, что прежняя экономическая модель себя исчерпала, напомнил в часе политических заявлений член фракции КПРФ Олег Смолин. Однако прошло три года, а новой модели так и не появилось. Не обещает её и бюджет 2017-2019 годов. Накануне Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, депутат сообщил о том, как обстоят дела в нашей стране с социальными гарантиями инвалидов. Согласно программе правительства доля работающих инвалидов должна достичь к 2020 году 40 процентов, как в социальных государствах Европы, но сейчас она составляет лишь 24 процента. В советское время на предприятиях Всероссийского общества слепых работали 52 тысячи инвалидов по зрению, сейчас около 5600. Второй год подряд правительство и Государственная дума отказываются от индексаций пенсий работающим инвалидам. Из рук вон плохо налажено обеспечение льготными лекарствами. Неудовлетворение по этому поводу, согласно социологическим данным, высказывают от 80 до 90 процентов людей с инвалидностью. Ситуация, когда аптеки одно и то же лекарство за деньги выдают, а по льготным рецептам — нет, в большинстве регионов встречается сплошь и рядом. Оптимизация, а называя вещи своими именами, ликвидация медицинских учреждений, больнее всего бьёт по инвалидам, которые как никто нуждаются в больнице и поликлинике в своём селе или городском микрорайоне. Аналогична ситуация в образовании. Под рассуждения о необходимости вовлечения детей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь их помещают в обычные школы и детсады, не создавая при этом никаких специальных образовательных условий. За последние годы в России закрыто около 300 коррекционных школ и детских садов. «Это не инклюзия, а профанация!» — заявил депутат.
 
К Международному дню инвалидов Госдума приготовила людям с ограниченными возможностями «подарочек», приняв в первом чтении правительственный законопроект об исключении из Закона о социальной защите инвалидов положения о техническом обслуживании средств реабилитации. Дескать, есть постановление правительства, согласно которому производится ремонт, а в случае его невозможности — замена средств реабилитации, так что никакое техобслуживание им не требуется. А посему предложенный министерством труда и социальной защиты законопроект носит технический характер. Это далеко не так, считает Алексей Куринный. Если под средствами реабилитации подразумевать костыли и трости, то им техсервис, конечно, не нужен. Но сегодня уже появляются биометрические протезы, автоколяски, слуховые аппараты с программным обеспечением, которые, несомненно, нуждаются в техобслуживании. И исключение этой нормы из действующего законодательства принесёт людям с ограниченными возможностями не пользу, а вред.
 
Татьяна ОФИЦЕРОВА


Выбор редакции


Еда