Вторник, 19 марта 2024 года

Башар Асад сумел обеспечить себе необходимый минимум общественной поддержки

Обозреватель издания Politico объяснил феномен устойчивости власти Сирии с общественно-экономического аспекта.

Для перелома ситуации в гражданской войне необходимы не только костяк преданных сторонников, запасы финансов, материалов, оружия и союзников. Важнейшее значение имеет также поддержка населения.

Массовая поддержка США южновьетнамских союзников не спасла ситуацию. Вмешательство СССР, а потом и США в афганские дела не привела к желаемым результатам. Однако, оказавшийся в казалось бы безнадежной ситуации, режим Асада показал не просто жизнестойкость, а близок к локальной победе в гражданской войне.

Безусловно, важнейшую роль сыграло вмешательство Ирана, еще большее – России. Но, без минимальной поддержки местного населения, сирийские власти не добились бы и четверти текущих успехов. Ситуацию спасла весьма грамотная внутренняя политика.

Наиболее интересно сравнение действий сирийцев с проигравшими в гражданской войне сторонниками Каддафи.
Если потерянные в ливийском конфликте восточные регионы были брошены Каддафи на произвол судьбы, то это «наказание» быстро превратилось в утрату даже видимости лояльности центральной власти. Асад пошел другим путем, намного более свойственным разумному – населению на утраченных территориях выплачивались пенсии, не прерывалось электроснабжение и водоотведение. Бизнес также почувствовал разницу между правительством и повстанцами, часто баловавшимися «революционными реквизициями». Безусловно, одного этого не хватило бы для удержания «кровавого режима» и в военном аспекте многое определилось помощью внешних союзников. Однако, основные тяготы боев несет сирийская пехота, которую просто было бы нечем пополнять, не имея минимальную внутреннюю поддержку. Точно также, невозможно было бы «замирять» отдельные регионы только иностранными бомбами, что показывает уже афганский пример.

Если же вернуться к Асаду, то он, будучи далек от победы, сумел уйти от неминуемого поражения.


Выбор редакции


Еда