Четверг, 25 апреля 2024 года

ОФЗ для населения – в комментариях сквозит скрытый пессимизм

При том, что выпуск займа необычайно прозрачен в части цели – латания дыр бюджета, механизм работы инструмента выглядит довольно настораживающее.

— Прежде всего, смущает категорическая нерыночность выпускаемых облигаций. Они не будут объектом вторичного рынка, что делает их ближе к госзаймам СССР, а не общепринятым долговым инструментам.

— Государство занимает деньги на значительный срок при совершенном отсутствии защиты от инфляции.

Наконец, уверенность правительственных чиновников в интересности приобретения ОФЗ нового типа для населения разбивается о простой вопрос – какие точно проценты обещают покупателям? И насколько ниже средней величины банковского депозита будет доход при досрочном расторжении? Полной ясности нет, но сомнительно, что такие проценты будут реально большими. Уверения о выгодности ОФЗ не отличаются от недобросовестной рекламы автопродавцов, обещающих не менее непонятные «выгоды» при покупке автомобиля.

В открытую критиковать новые ОФЗ никто не решается, но если новость подается как «пожертвования россиян на бюджет», ясно, что источник пропитан пессимизмом относительно идеи, который даже отразился на расчетах правительства. Планируя продажу ОФЗ на 20 млрд руб., Минфин не дает ориентиров по срокам размещения. Это вполне понятно, поскольку если население останется пассивным, то провал размещения можно будет списать на недостаточные рекламные усилия, финансовую неграмотность населения, особенности инструмента – без давления на «настоящие» гособязательства.

Единственный смысл в покупке ОФЗ, на который и давят в правительстве, – установившийся тренд на снижение ставок по депозитам при стабилизации курса рубля. Тогда при падении ставок банковских депозитов на фоне фиксации ставки в ОФЗ это будет относительно более выгодное, да и почти безальтернативное вложение. Но кто поручится за курсовые, инфляционные и политические риски?


Выбор редакции


Еда