Вторник, 16 апреля 2024 года

Украинская сторона грозит «Газпрому» существенными издержками

В случае вынесения вердикта Стокгольмского арбитража в пользу Украины российской компании, по мнению украинской стороны, придется, помимо выплаты искового требования, снизить цену на газ и платить на $4 млрд больше за годовой транзит.

Интересно, но в преддверии вынесения решения арбитража тон российских информисточников довольно резко сменился с уверенно-победного до подчеркнуто-нейтрального. Российская сторона так много и часто говорила о политической составляющей любого крупного судебного разбирательства, что, возможно, теперь сама верит в это.

Кроме того, сбиванию достаточно спесивой оценки ситуации способствовали целый ряд факторов:

— Проекты замены украинского транзита на обход с юга полностью натолкнулись на сильное сопротивление и под напором обстоятельств провалились.

— Успех обхода Украины «Северным потоком-2» выглядит еще более сомнительным, чем южные варианты. Даже при полном успехе, что увеличение поставок в Германию северным вариантом или в Турцию южным, не отменяют транзит через украинскую территорию ни в малейшей мере. Пользуясь этим Украина уже подняла транзитную ставку в 1,5 раза и грозит продолжить этот процесс. Интересно, но российские СМИ, которым в самый раз поднять тему не продления контракта после 2019 года, обходят этот момент полным молчанием.

По большому счету в Стокгольме «Газпромом» и Россией еще ничего не потеряно. Но политика и возможные неточности, недостаточная документированность и прочие лазейки позволят Украине несколько перетянуть «одеяло» спора на себя. С другой стороны, у Газпрома никто не отменяет возможность реально не продлевать контракт, если уж он так невыгоден. Конечно, это международный скандал и отдача европейского рынка другим поставщикам. Но если все станет элементарно невыгодно, ни один арбитраж не заставит продлить ставший неприемлемым контракт. Значит дело все-таки в другом. Наконец, никто не мешает Газпрому в очередной раз повысить внутрироссийские тарифы, переложив часть проблемы на потребителей. Тем более, что это вписывается в стратегию выравнивания внутренних и внешних цен на газ.


Выбор редакции


Еда