Пятница, 29 марта 2024 года

Победа Трампа и Brexit возвращают планету в 1930-е годы

Главный экономист банка Berenberg Хольгер Шмидинг находит между текущей мировой ситуацией и 30-ми годами прошлого века до неприятного много общего.

Рост протекционизма и изоляционизма, всплеск популистских заявлений и рецидивы национализма происходят на фоне разрастания экономических проблем.

Добавление к этой гремучей смеси Brexit и неожиданной, но такой закономерной победы Трампа, порождает «эхо начала 1930-х». Собственно и в Турции национальный лидер пришел к пику власти на обещаниях восстановления славы и достоинства страны. И, на другом конце земного шара, вполне демократично избранный лидер видит суть проблем в происках врагов. Тезис о «внешнем враге» необычайно популярен и в России и в Китае, в Великобритании и, теперь, и в США.

Если вспомнить историю, то Великой депрессии 30-х предшествовали ужесточение монетарной политики тогдашним ФРС и протекционистский закон Смута-Хоули 1930 года. Теперь, власти США наперегонки обещают бороться с глобализмом, возвращая страны и нации во времена ожесточенной конкуренции, также могущей окончиться глобальной войной. Собственно, она уже идет на финансовом и торговом уровне, а санкции против России запросто могут быть дополнены санкциями против Китая, что уже говорит не о странах-изгоях, но явно очерчивает «оси» конфликта.

Впрочем, к счастью есть и серьезные отличия от 30-ходов. За исключением России и Турции, лидеры стран воспринимаются не провозвестниками идеологии, а самостоятельными «игроками». Глобализация привела к развитию намного более сильных институтов сотрудничества, чистый изоляционизм всеми, кроме северокорейцев, признается неразумным.

Т.е., неотвратимость кризиса не является истиной, но сильно смущают продолжающие расти риски.


Выбор редакции


Еда