Четверг, 25 апреля 2024 года

ЕАЭС и Израиль прорабатывают создание зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли (ЗСТ), тон которым задало соглашение Транстихоокеанского партнерства (ТТП), набирают популярность среди стран и межгосударственных объединений.

Китай, еще до ТТП развивавший концепцию «Шелкового пути», после «транстихоокеанского» успеха США резко активизировал межгосударственные переговоры по ослаблению торговых барьеров. В рамках той же континентальной стратегии ЗСТ была предложена странам ШОС, что встретило очень сдержанно-оптимистическое отношение. Точно также и предложение Израиля, чувствующего вполне достаточную конкурентоспособность экономики, наверняка будет сдержанно воспринято странами ЕАЭС.

Что, собственно, мешало создать ЗСТ ранее?

Проблема, как всегда, в деталях. Благое пожелание развивать торговые отношения и всячески стимулировать трансграничное движение товаров и капиталов часто разбивается о протекционистские намерения правительств. Борьба «экспортно ориентированных» лоббистов с «антиимпортными» далеко не всегда завершается в пользу первых.

На текущем этапе валютных войн и реакции на иммигрантский кризис, роста недоверия и т.п., коммерческие свободы отстаивают США и Китай, поскольку обладают в торговых отношениях существенными преимуществами. Все прочие от расширения свобод имеют немало вопросов и реальных проблем. Самый характерный пример для России – сельхозпроизводство, «молящееся» на санкции и получающее от контрсанкций значительные выгоды. То, что «тепличные условия» разлагают и работают против интересов обществ, понятно всем, но это скажется «завтра», а хорошо жить хочется сейчас. Поэтому все метания вокруг свобод – это  лишь продолжение ведения торговых войн другим способом.


Выбор редакции


Еда