Четверг, 18 апреля 2024 года

Разница подходов ФРС и Банка Японии создали разные последствия количественного смягчения

Фондовый рынок США оказался в намного более уязвимом положении относительно многих прочих из-за чрезмерной свободы для корпораций. Рост долга по отношению к активам компаний в США и Японии оказался совершенно несопоставимым, что создало колоссальные риски американской экономике.

Компании США, получившие доступ к ультрадешевому фондированию, в крайне малой степени использовали его для капитальных вложений – на набранные долги они запустили масштабные программы выкупа собственных акций. В тактическом смысле такая ситуация работала лучше японского варианта, когда Банк Японии самостоятельно выкупал акции, не позволяя компаниям форсированно наращивать долг. Если потери фондового рынка для Японии будут, в первую очередь, означать размещение Банком Японии лотов акций по более низкой цене, что неприятно, но терпимо, падение рынка США будет означать нарушение финансового баланса. Это автоматически ведет к сокращению капитальных расходов и давлению на рынок труда. При том, что объем американского корпоративного долга велик, он отягощается малым количеством ликвидных активов. Если 55% компаний Японии имеют больше наличных, чем объем долга, то в США этот показатель более чем в два раза ниже – 22%. Соответственно, фондовому рынку США угрожают существенно большие потери, чем японскому, при сопоставимых причинах-условиях снижения.

Аналитики отмечают, что если бы Банк Японии не проигнорировал укрепление иены, то ситуация в японских финансах была еще лучше. Тем не менее, монетарные власти сохранили контроль над финансовыми рынками, а ФРС, по-видимому, таковой контроль утратила. По крайней мере, его восстановление связано для США с новыми и серьезными рисками.


Выбор редакции


Еда