Четверг, 25 апреля 2024 года

Исследователи опровергли гипотезу расширяющейся Вселенной

В 2011 году трое астрономов получили Нобелевскую премию за открытие, которое они сделали еще в конце 1990-х годов. Согласно их утверждению, наша Вселенная расширяется ускоренными темпами.

Однако группа современных ученых из Дании, Италии и Великобритании усомнилась в правильности этого заключения. Они считают, что наша Вселенная, наоборот, расширяется очень медленно. Специалисты провели исследование скорости ее расширения на крупнейшей выборке сверхновых Iа типа. Собранные данные указывают на то, что ускорение расширения Вселенной может быть не таким выраженным, как было показано Нобелевскими лауреатами Перлмуттером, Шмидтом и Райсом.

"Новые данные статистически согласуются и с нулевым значением ускорения, которое не требует введения понятия темной энергии. Это значит, что наша Вселенная расширяется с ускорением. Мы наблюдали за стандартными свечами — объектами, абсолютная светимость которых жестко связана с другими явно наблюдаемыми параметрами (например, период пульсаций у Цефеид). Такое свойство стандартных свечей позволяет очень точно определить расстояние до них. В данном случае роль стандартных свечей играли вспышки сверхновых Ia типа — взрывы белых карликов, масса которых достигла критического значения. Дополнив эти данные измерениями красного смещения — сдвига полос в спектре «свечей» из-за большой скорости удаления от Земли — мы получили картину расширения видимой части Вселенной. Однако оказалось, что далекие «свечи» были тусклее, чем это предсказывала модель равномерно расширяющейся Вселенной. Именно открытие ускорения стало причиной введения темной энергии", — объясняют свое исследование ученые в журнале Scientific Reports.

Также они отмечают, что нобелевские лауреаты использовали выборку, которая состояла примерно из 60 сверхновых вспышек. Так как сегодня нам известны уже несколько сотен таких объектов, можно уточнить заключение астрономов и переопределить космологические параметры Вселенной. В новой работе авторы использовали выборку из 740 вспышек сверхновых Ia типа. Результаты исследования показали, что статистическая значимость отличия наблюдаемого ускорения Вселенной от нуля не превышает трех сигма (стандартных отклонений). Отметим, что общепринятая планка статистической значимости, требуемая для открытия в области физики элементарных частиц составляет пять сигма.

Это позволяет заявить о том, что наша Вселенная на самом деле расширяется очень медленно. Таким образом, нобелевские лауреаты допустили ошибку в своих вычислениях.