Четверг, 25 апреля 2024 года

Французский премьер озвучил две дороги Евросоюза

Хотя мнение Мануэля Вальса не является откровением, впервые альтернативы превращения ЕС из союза государств в единое были озвучены так рельефно. 

Идея «Соединенных Штатов Европы» поднималась еще в позапрошлом веке, и с тех пор на пути превращения непримиримых соперников в единое государство сделано немало шагов. Однако текущий системный кризис Евросоюза должен разрешиться либо его распадом, либо трансформацией в единое государство.

Что интересно, Вальс идет «военным», чуть ли не бисмарковским путем цементирования Европы. Он считает, что ключевым вопросом объединения будет не экономика, налоги и финансы, а оборона и безопасность. Причем с «экспортом» на страны Ближнего Востока. Впрочем, и налоги должны быть едиными и более высокими. Это позволит не только финансировать единую армию, роль которой по мнению Вальса, исполняет только французская армия, но и более масштабно инвестировать в экологические проекты.

Странная смесь экологии и военного дела вызвала достаточно обильную и несколько насмешливую критику: вряд ли повышение налогов вызовет взрыв энтузиазма у населения, тем более не вызовут его у транснациональных корпораций нападки на режим «налоговых джунглей», а у США – повышение тональности в переговорах о Трансатлантическом партнерстве — пограничные войска и единая армия создаются несколько запоздало. Враг «уже внутри» в виде миллионов беженцев, экспортировавших с собой войну и бедность. 

Причем самое занятное, на пути к фактическому строительству «Соединенных Штатов Европы», конечная цель объявляется недостижимой. Возможно, конечно, это просто такой хитрый ход, но в этом случае французский премьер серьезно рискует перехитрить самого себя.

Вальса критикуют и за то, что он, отмечая чрезмерную занятость ЕС ненужными нормами, по сути, предлагает те же самые, или другие, не менее ненужные и даже более раздражающие. Проблема и в том, что обострилось расхождение интересов европейских элит и граждан отдельных стран, несмотря на то, что эти разногласия вовсе не являются фатальными (иначе ЕС давно бы распался), они сильно затрудняют консенсус. А консенсус принудительный по командам брюссельской бюрократии всем изрядно надоел. После него давать Еврокомиссии больше полномочий выглядит не очень одобряемым призывом, а создавать и содержать «третью власть» — бессмысленно и не по силам никому.


Выбор редакции


Еда