Пятница, 29 марта 2024 года

Умер Анджей Вайда

Накануне на 91-м году жизни скончался знаменитый польский кинорежиссер Анджей Вайда. Он являлся одним из основателей Польской школы кинематографа и автором около пятидесяти киноработ, снискавших славу по всему миру, сообщает портал «Актуальные новости».

Творческий путь кинорежиссера Анджея Вайды начался с картины «Поколение», снятой в 1954 году. Дебютный фильм о жизни поляков в период Второй мировой войны положил начало формированию польской школы киноискусства и определил проблематику последующего творчества режиссера. В дальнейшем история о воре Стахе Мазуре, который, встретив любовь, начинает сотрудничать с партизанами, станет первой частью трилогии. Она посвящена жизни оккупированной Польши и деятельности Армии Крайовой. Интерес к военной тематике не случаен. Вайда пережил оккупацию и расстрел отца в Катыни, его присяга партизанской Армии Крайовой и дальнейшее тесное сотрудничество нашло свое отражение во многих картинах режиссера.

Знаменитый стиль Вайды был обусловлен совпадением многих исторических факторов. Как раз на начало его творческого пути приходится смерть Сталина, которая опосредовано внесла некоторую либерализацию в странах соцлагеря. Немаловажное влияние оказало также увлечение Европы итальянским неореализмом. Ну а цензурные ограничения стимулировали творца искать новые пути самовыражения.

Всемирное признание к режиссеру пришло практически в самом начале его карьеры – со второй картиной «Канал», посвященной польскому восстанию. Этот же фильм принес режиссеру первую награду – специальный приз Каннского кинофестиваля – и закрепил за ним статус приверженца национальной истории. Однако отдельное место в его творчестве позже займет экранизация русской классики – от Достоевского и Лескова до вольного пересказа библейских глав из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Анджей Вайда оставался востребованным до самых последних дней своей жизни: ему удалось не утратить ни острого восприятия справедливости, ни интереса к кинематографу, ни особой, только ему присущей формы подачи своей идеи зрителю. Одни из последних его картин «Катынь» и «Послеобразы», посвященные истории родной страны, были выдвинуты на соискание премии «Оскар».


Выбор редакции


Еда