Понедельник, 5 декабря 2016 года

«Газпром» привел аргументы против собственного раздела

Реклама

Зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев обозначил основные риски разделения «Газпрома» на добывающую и транспортную компании.

По мнению Голубева, отражающего корпоративное понимание проблемы, раздел Единой системы газоснабжения (ЕСГ) чрезвычайно опасен для экономической и социальной стабильности России.

Помимо явного нарушения буквы закона «О газоснабжении», существуют риски работы с убыточными и низкодоходными регионами, независимые поставщики в них не пойдут, что породит ряд неприятных проблем. Пропажа перекрестного субсидирования может запросто перетечь в региональные и федеральный бюджеты. Проблемы возникнут и с обеспечением пикового баланса, сезонной неравномерности, будут трудности и при создании стратегических резервов.

Существенно ухудшатся возможности привлечения средств на рынках, есть серьезные опасения по поводу пересмотров условий долгосрочных газовых контрактов. Возможны требования по досрочному возврату выданных ранее кредитов. Неизбежным представляется существенный рост тарифов на транспортировку газа, что ухудшит и положение плательщиков, и конкурентную позицию российского газа на международных рынках. Причем, случай с тарифами на электроэнергию является уже готовым доказательством правоты подобного рассуждения.

Отсутствие единого хозяина разрушит всю систему инвестирования, что создает риск потери ряда перспективных проектов. На другой стороне весов лишь довольно сомнительные аргументы, что повышенная конкурентоспособность пойдет на пользу экономике. В свое время РАО ЕС также разделили на части – к процветанию энергетики это почему-то не привело.

Конечно, корпоративные аргументы «Газпрома» надо рассматривать через призму заинтересованности менеджмента в оставлении ситуации «как есть». С другой стороны, поспешно следовать европейским канонам разделения добывающей и транспортной функций ради повышения конкурентоспособности также не стоит, поскольку не все то, что хорошо немцу, годится россиянину. К тому же, не стоит мешать трудиться нормально работающей машине, в России достаточно примеров, как «оптимизаторы» погубили немало хороших процессов и бизнесов.