Власти Китая объявили об отказе госрегулирования местного рынка соли.
Это кладет конец, возможно, самой старой из известных государственных монополий, широко распространенных по миру и, кстати, до сих пор наличествующей в современной России.
Китайская монополия государства на соляные промыслы была введена 2000 лет назад и отменена вследствие необходимости борьбы с перепроизводством. Государство признает, что рыночные механизмы намного более эффективны госрегулирования и намерено развивать конкуренцию на рынке соли. В определенном смысле можно считать, что Китай в данном локальном случае сделал шаг в превращении себя в страну, экономика которой основана на рыночных принципах.
Видна достаточно важная деталь – рыночные механизмы вводятся не для пожарного решения тактических задач, а в общей стратегии модернизации экономики. В российских условиях такой стратегии пока не видно, безответственное жонглирование цифрами предполагаемого ВВП к стратегическим задачам никакого отношения не имеют.
Более понятна стратегия «приватизации-2», когда государство постепенно уходит из подавляющего большинства капитала компаний, более стройна и логична. Однако и тут сквозит увлечение тактическими задачами. Сколько выручит государство за пакет акций — наиболее часто упоминаемая задача, которая никогда не должная быть ни единственной, ни даже главной.
Проблема не в монополии или конкуренции, а в том, идет ли существующее положение на благо обществу. Хотя исторический опыт показывает тотальное превосходство конкуренции — ее бездумное применение в российских условиях будет однозначно против общественных интересов.