Пятница, 29 марта 2024 года

Глава российского ЦБ не видит трагедии, если цены на нефть обрушатся в район $25

Эльвира Набиуллина считает, что если цены на нефть упадут ниже локального минимума в $30 и даже протестируют сопротивление в $25, никакой катастрофы для российских финансов не произойдет.

По мнению главы Банка России, ничего чрезвычайного не случится и с российской экономикой, хотя о росте придется забыть. Главная причина, по которой российские финансисты так безразличны к ценообразованию на нефть – что у них сведение бюджета и выполнение прочих финансовых показателей никак от нефти не зависит.

Даже если цены упадут к теоретическому минимуму в $0, финансовые показатели будут просто пересчитаны под новый баланс. В конце концов, доходы бюджета не составляют «аравийских» 90%. А вот насчет рассуждений про экономику стоит проявить серьезный скепсис. $25 будут означать для экономики еще более высокую ключевую ставку, возможно, вновь пресловутые 17%. Соответственно, в экономике либо произойдет гиперинфляция, либо кредитование намертво станет. Вполне естественным будет новое падение курса рубля и удорожание импорта. Никаких нет сомнений по поводу нового витка затягивания «оптимизаций» и связанных с этим сокращений. Соответственно, речь будет идти не про отсутствие роста, а о рецессии. Падение экономики можно сделать управляемым, но от этого она не станет расти. При этом прочие мировые экономики как раз будут демонстрировать, пусть и замедленный, но все же рост.

А это значит, что российская экономика станет отсталой и фигурально, и буквально. Если это не катастрофа, то ужас без конца, который, согласно пословице, хуже. Но финансистов с их зарплатой (совершенно несправедливо более высокой, чем у прочих отраслей), это затронет лишь на уровне «трудностей», сугубо временных и безусловно преодолимых.


Выбор редакции


Еда