Когда рассуждают про последствия новой научно-технической революции, то вопросы ее воздействия на рынок труда обходят стороной, упоминая о неизбежных, но как бы поддающихся решению проблемах.
Меж тем развитие только сегмента автоматически управляемого транспорта и только в США может уже в краткосрочной перспективе лишить работы 4,1 млн человек. И «перебросить» высвобождающиеся миллионы рабочих рук просто некуда. Например, долгое время служившая надежным «кадровым резервом» индустрия фастфуда, сама стремительно автоматизируется с перспективой еще большего сокращения «живого» персонала.
Промышленность США находится в рецессии, и это несмотря на многократно озвученные надежды на репатриацию промпроизводства из Китая в США. Нет острой потребности и в любых других отраслях, ни одна из специальностей или любого набора групп специализаций не в силах «переварить за раз» десятки тысяч сокращений. Внимание многих работников в настоящее время обращено на США, где они твердо намерены «дать бой» робототизации всего и вся. Впрочем, в схватку с роботами за будущее себя и потомков волен вступить уже каждый. Под вполне понятным и простым лозунгом – не отдавать свои деньги роботу, особенно если можно отдать их человеку. Когда приходит понимание, что каждый сэкономленный дензнак будет потом «отобран», в т.ч. и у дающего – то надежда есть.
Естественно, прогресс и его плоды остановить таким образом будет малореально. Зато подобное замедление заставит капиталы искать возможности трудоустройства людей с большей энергией. Прибавление уважения работодателей – также вполне удовлетворительный для работника повод подумать о разумности трат собственного заработка и учете не только собственных интересов текущего дня.