Вторник, 23 апреля 2024 года

Ученые нашли в мозге новую причину тревожности

Специалисты из детской больницы Бостона выявили у определенных нейронов гипоталамуса ранее неизвестную роль в появлении тревожности. Воздействие на них, а не на мозг в целом, могут помочь эффективнее бороться с этим нарушением и различными психическими болезнями.

Эксперименты на мышах показали, что блокирование кортикотропин-высвобождающего гормона (КВГ) стресса в этой группе нейронов стирало природные страхи грызунов. В результате животные забирались на высокие трапы, изучали ярко освещенные зоны и новые объекты. Обычно мыши избегают подобных действий, говорится в статье medicalxpress.com. Исследование опубликовано в Molecular Psychiatry.

КВГ был открыт около 40 лет назад. Гормон призван помочь людям выжить в опасных обстоятельствах. Но если он активируется в неправильной ситуации или слишком сильно, может развиться тревожность или депрессия. Зная это, некоторые фармацевтические компании разработали препараты, блокирующие КВГ. Они выступили в качестве альтернативы селективным ингибиторам обратного захвата серотонина и бензодиазепинам, имеющим побочные эффекты. Но, по словам авторов последнего исследования Джозефа Маджоба и Жун Чжан, лекарства провалились из-за того, что действовали на весь мозг в целом.

«Полная блокировка КВГ-рецепторов не сработала, – отметила Чжан. – Возможно, действие гормона отличается в зависимости от зоны мозга, где он вырабатывается».

Исследователи сосредоточились на клетках в паравентрикулярном ядре – зоне гипоталамуса, отвечающей за выделение гормонов стресса вроде кортизола. Удаление генов КВГ из этих структур воздействовало не только на секрецию, но и серьезно снизило уровень тревожности у мышей. Специалисты также выяснили, что гормон, вырабатывающийся в ядре, распространяется по большему количеству зон мозга, чем считалось ранее. Список включает и участки, контролирующие поведенческую реакцию на стресс.