Воскресенье, 30 апреля 2017 года

Исследователи открыли естественную способность ДНК светиться

Команда из Северо-Западного университета недавно открыла у ДНК неожиданное свойство – способность мигать.

В учебниках десятилетиями заявлялось, что макромолекулы, вроде ДНК, РНК и белков, не могут светиться самостоятельно. Улучшения их отображения в технологии используют специальные флуоресцентные пигменты. Теперь же профессоры Вадим Бэкман, Хао Чжан и Ченг Сан открыли, что макромолекулы в живых клетках способны светиться, сообщает eurekalert.org. Исследование может раздвинуть границы, позволив создать безметочную, наноскопическую методику визуализации высокого разрешения, дающую возможность лучше понять биологические процессы.

«Все проглядели этот эффект, так как не задавали правильных вопросов, — сказал Бэкман. – Звучит как клише, но мы получаем ответ на поставленный вопрос. В этот раз он отличался от ожидаемого».

Причиной, по которой свечение ДНК ранее не было выявлено, оказался тот факт, что молекулы рассматривались в «темном состоянии», когда они не могут поглощать и излучать свет. Бэкман сравнил ситуацию с бегунами.

«Спортсмен чередует быстрый бег с отдыхом. Вы можете наблюдать за ним в последнем состоянии и решить, что он ничего не делает. То же относится к ДНК и белкам. Они светятся очень недолго, а остальной период времени отдыхают», — объяснил ученый.

Исследование было опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences. Команда выяснила, что при подсветке видимым спектром молекулы можно наблюдать без флуоресцентных пигментов. При возбуждении правильной длиной волны они светятся даже лучше, чем при введении красителей.

Открытие играет важную роль, так как многие метки токсичны и могут снижать точность анализа. Подсветка позволит, в частности, дольше работать с образцом.