Суббота, 20 апреля 2024 года

Обозреватель FT заявил о «разгадке» парадокса российского рынка труда

Даже в условиях затяжного спада экономики состояние российского рынка занятости продолжает оставаться стабильно хорошим. Это совершенно парадоксальное явление вызвало живейший интерес у Financial Tines, обозреватель которой, наконец, объявил о «разгадке».

Если считать российский ВВП в долларовом выражении, то за кризисный период он сжался на 49%, что для рынка труда любой страны было бы однозначной катастрофой. Тем не менее, проценты российской безработицы не сильно менялись от исторического минимума, а в последнее время статистика так вообще показывает улучшение.

Российскую статистику можно было бы обвинить в приукрашивании ситуации, но тогда необъясним факт, что в 2009 году при более серьезном снижении ВВП рост безработицы вполне ожидаемо ускорился с 5,6% до 8,9%. К тому же приписывать рост занятости при кризисе (в июле 2016 г. емкость рынка труда составила 72,7 млн человек – на миллион больше, чем в январе 2015 г.) выглядит ненужной роскошью.

Раз статистика не врет, то совершенно непонятно, почему при совершенно точном снижении потребности в трудовых ресурсах показатели безработицы улучшаются.

Дотошные экономисты достаточно быстро нашли разгадку такого очевидного парадокса.

Прежде всего, отмечен рост занятости в государственном секторе. Вещь не очень хорошая в стратегическом смысле, но позитивная для рынка труда.

Во-вторых, необычайно усилилась тенденция фиктивной производительности труда, работникам сокращают зарплату и рабочий день, не увольняя. Причем в этом замешаны несколько факторов. Особенность культуры, не позволяющая просто так выгонять кадры, подкрепляется опасениями трудностей адаптации новых работников. Работодателю намного комфортнее пережить трудные времена с работниками, чем идти на риски при приеме новых.

Наконец, важным демпфером является мощный поток трудовых мигрантов. Ухудшение заработков вызвало их отток, что тут же создало резерв вакансий, частично заполненный местными жителями. Собственно, и наибольшие потери понесли секторы экономики, более активно использовавшие мигрантов, «не портящих статистику».

Т.о., миграция оказала для россиян важную услугу, которая, впрочем, вряд ли будет ими по достоинству оценена. Тем более, что кризис продолжается.


Выбор редакции


Еда