Среда, 24 апреля 2024 года

В 2016 году российские инвестиции в геологоразведку сократятся на 4-5%

Ответственные чиновники подчеркивают улучшение прогноза по сокращению инвестиций (ранее ожидались 10-15%) и тот факт, что в 2015 году действительное сокращение разведки составило 14%. Однако факт улучшения прогноза не отменяет картины спада.

Сокращение геологоразведки актуализирует сразу две проблемы.

Во-первых, повышаются риски непереведения извлекаемых запасов (оцениваемых в 29 млрд т нефтеэквивалента) в доказанные. Это значит, что если вернуть разведку в докризисные объемы, нефти должно было бы хватить не на 28 «доказанных» в настоящее время лет, а на 57 «теоретических». К слову говоря, что 30, что 60 лет в исторической перспективе представляются крайне незначительными сроками. Это тем тревожнее, что не видно адаптационных перестроек экономики к «эпохе без нефти». Вторая проблема связана с отсутствием роста извлекаемых запасов за счет открытия новых месторождений.

Производители отмечают и рост доли трудноизвлекаемой нефти в общем объеме добычи. При этом значимость разведки для «трудной» нефти выше, существенно выше и себестоимость ее добычи. Соответственно, останавливать разведку полностью для российской нефтегазовой отрасли смертельно опасно. Но, в отсутствии дешевых денег, это для нефтегазовых компаний становится нереально. Соответственно, либо государство окажет компаниям помощь, либо начнется существенный рост отечественных цен на топливо. В то, что финансисты «войдут в положение» и наконец, начнут снижать стоимость кредитования, не верит почти никто.

На конец 2015 года российские инвестиции в геологоразведку составили 325 млрд руб., ожидается, что с 2020 года в России начнется снижение объемов добычи нефти. Выправить ситуацию возможно было бы за счет сланцевых проектов, но они зависли под влиянием дешевизны нефти и санкционных ограничений.


Выбор редакции


Еда