Пятница, 9 декабря 2016 года

Рамадан: Что можно и чего нельзя? Правила, условия, запреты

Рамадан: Что можно и чего нельзя? Правила, условия, запреты
Реклама

Для соблюдения поста в месяц Рамадан имеется только два предписания и три необходимых условия, но их интерпретаций очень много, и зачастую постящемуся нелегко разобраться в них. Интернет-портал «Россия для всех» собрал все правила, запреты и условия в одном материале, чтобы разобраться, что можно, а чего нельзя и какие обстоятельства могут нарушить пост, а какие — нет.

Существует два предписания поста:

    1. Намерение (Ният).

У постящегося должно быть искреннее намерение в сердце соблюсти пост ради Аллаха. Словами оно может выражаться так:
Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля, что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».

  1. Воздержание от приема пищи и прочего. Во время поста (от начала времени утренней молитвы (рассвета) до заката солнца) необходимо полностью воздержаться от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток.

Кроме того, имеются три условия, при которых мусульманин может держать пост. При несоответствии хоть одному из них поститься ему воспрещается:

  1. человек должен быть совершеннолетним (по шариату);
  2. человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным;
  3. человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.

«Поститесь — и будете здоровы»


 

Кто освобождается от поста?

 

  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Путником может считаться тот, кто вдали от места проживания на расстоянии 90 км и более и находящийся в месте пребывания менее 15 дней. Если этот человек не затрудняется соблюдать пост, то при желании может поститься. В исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные. Соблюдение поста при болезнях может нанести вред здоровью постящегося и способствовать ухудшению его состояния, что запрещается в исламе.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя.
  5. Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные. Эта категория верующих должна вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Однако если в будущем у человека появляются силы и возможность соблюдать пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться добровольной (нафиль) садака. Фидия-садака — это пожертвование, величина которого считается достаточной для прокормления одного бедняка два раза в день.

* Мусульманам, указанным в категориях пунктах 1-5, необходимо впоследствии восполнить все пропущенные дни поста.


«О те, которые уверовали, предписан вам пост, как он был предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны»

Что нарушает пост?

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют искупления (кяффара):

  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют возмещения:

  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши;
  2. Использование клизмы;
  3. Преднамеренный вызов рвоты;
  4. Начало менструации или послеродового периода;
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).

«Пост принадлежит Мне, и Я воздаю за него»


 

Что не нарушает пост?

 

  1. Поел или выпил, забыв о посте.
  2. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо, но, вспомнив, прекратил прием пищи, продолжил пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).

  3. Принятие душа.
  4. Совершение полного омовения или принятие душа, а также недолгое пребывание в бане никоим образом не нарушает пост.

  5. Дегустация пищи.
  6. Опробование пищи на вкус при условии, что постящийся не проглатывает ее, также не нарушает пост.

  7. Полоскание рта и промывание носа.
  8. Полоскание рта и промывание носа, а также поглотанный (проглоченный?) остаток влаги со слюной после полоскания рта не нарушают поста.

  9. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  10. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  11. Чистика зубов мисваком, щеткой.
  12. Сдача крови, кровопускание.
  13. Вдыхание благовоний.
  14. Непроизвольный выход спермы.
  15. Рвота в малом объеме.
  16. Речь идет о непроизвольной рвоте, самостоятельном возвращении части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренном вызывании рвоты без заполнения ею полости.

В месяц Рамадан постящиеся принимают пищу лишь дважды: утром («Сухур») и вечером («Ифтар»).

Сухур

Сухур — время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста.

Прием пищи необходимо закончить до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не рекомендуется переедать, однако необходимо поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста.


«Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре — благодать!»

(аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи)


 

Ифтар

 

Ифтар (разговение) — вечерний прием пищи по окончании дневного поста (с заходом солнца). Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию:

Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту, что в переводе означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее, и будущие».

Откладывать прием пищи на более позднее время нежелательно.

Что такое «Таравих»?

Таравих-намаз — обязательная (муаккяда) сунна (означает, что воздержание от нее является очень нежелательным для мусульманина).


«Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»


Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы («Иша») и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» (совершаемый после ночного намаза) в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Очень желательно совершать этот намаз совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допускается и индивидуальное ее совершение. Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

 

Пост по времени Мекки

В летнее время в некоторых странах время между рассветом и закатом может составлять до 19 часов и более, что, особенно, в жаркую погоду несколько осложняет соблюдение отказа от еды и, в первую очередь, воды. Однако на этот счет есть одно послабление, так как «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать», говорят ученые-богословы. Ведь жизнь и здоровье имеют первостепенную важность в Исламе.

В связи с этим те, кому затруднительно соблюдать пост из-за слишком длинного светового дня в том месте, где человек находится, могут поститься по времени Мекки, пишет сайт Umma Шамиля Аляутдинова по этому поводу и приводит слова известного египетского ученого Али Джумы, которому был задан аналогичный вопрос

«Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня, либо ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство», — ответил богослов.

Поэтому, если человек чувствует физические трудности, что, как приводит ресурс, становится очевидным на третий день Рамадана, то он может утренний прием пищи производить по, например, московскому времени, а разговляться по мекканскому.

Садака (милостыня) в Рамадан

Словосочетания «закятуль-фитр» и «садакатуль-фитр» — это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид уль-фитр, Ураза Байрам), а точнее — до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения о том, кто должен платить закятуль-фитр.

  1. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, то он обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
  2. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети, которые в последующем распределяют его в соответствии с предписаниями религии. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры.

Самым правильным считается выплата закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно.

Духовное управление мусульман РФ устанавливает размер фитр-садака ежегодно. В 2016 году он составляет 100 рублей — для малоимущих; 300 рублей — для людей со средним достатком; и от 500 рублей — для состоятельных.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Обсудить новость и добавить комментарий

Актуально сейчас

20 : 29
Ольга Бузова и Дмитрий Тарасов: стало известно сколько заработала теледива на разводе
20 : 27
Дом 2 свежие серии на 10.12.2016: подборка свежих сплетен
20 : 23
Онлайн трансляция Осасуна — Барселона. Прогноз, ставки букмекеров на матч чемпионата Испании (10.12.2016)
20 : 20
UFC FIGHT NIGHT 102: Шамиль Абдурахимов — Деррик Льюис онлайн видео трансляция поединка UFC
20 : 12
Айнтрахт Ф — Хоффенхайм 9.12.2016: прогноз на матч, смотреть онлайн, ставки букмекеров
20 : 09
Бузова развелась с мужем 2016: Ольга снова начала курить и увеличила губы
19 : 48
Новогодний стол 2017 года: что должно быть, рецепты, что готовиться и как встречать год Петуха
19 : 46
«Экс на пляже» 2 сезон, 8 выпуск от 08.12.16: конкурс мокрых маечек и появление новенькой — Ирины
19 : 45
«Где логика?» на ТНТ 11.12.16: последний выпуск нового сезона покажут на ТНТ, смотреть онлайн анонс
19 : 45
Бузова и Тарасов, последние новости: свою пока еще супругу Тарасов публично унизил
Выбор редакции