Пятница, 19 апреля 2024 года

Астрономы обнаружили следы молодых планет в газовом диске

Новый анализ данных ALMA по молодой звезде HL Tauri предоставил дополнительные свидетельства наличия маленьких планет вокруг нее. Исследователи обнаружили 2 пробела в окружающем объект газовом диске. Открытие поддерживает теорию, что планеты сформировались за более короткий период времени.

Наиболее четкое изображение HL Tauri ALMA представил в ноябре 2014-го. На изображениях четко было видно несколько пробелов в окружающем звезду газовом диске. Астрономы пока не получили точный ответ о причинах их образования. Некоторые предполагают, что пробелы появились из-за молодых планет, притягивающих или отталкивающих пыль от своих орбит.

Оппоненты сомневаются в таком объяснении из-за возраста самой HL Tauri, который составляет около миллиона лет. Согласно исследованиям, на формирование из пыли планетам требуется в десятки раз больше времени. Здесь специалисты объясняют феномен изменением размеров частиц пыли из-за слипания и разрушения или в связи их формирования при замерзании молекул газа.

Команда исследователей, возглавляемая доктором Хси-Вэй Йеном из Института астрономии и астрофизики на Тайване и профессором Шигехиса Такакува из университета Кагошима, попыталась ответить на этот вопрос. Ученые сосредоточились на распределении газа в диске вокруг звезды. Команда выделила в данных ALMA молекулы HCO+ и суммировала их эмиссию в кольцах вокруг звезды для повышения эффективной чувствительности. Этот инновационный анализ позволил выявить как минимум 2 пробела в радиусах 28 и 69 астрономических единиц.

«К нашему удивлению, эти прорехи в газе совпадают с разрывами в пыли, — отметил Йен. – Подтверждается теория, что пробелы являются следами молодых планет».

Команда также выяснила, что плотность газа в диске достаточно высокая для сокрытия молодых планет вокруг внутреннего разрыва. Источник появления внешнего пробела пока не определен. Ученые предполагают, что здесь может присутствовать планета, которая в 2,1 раза более массивная, чем Юпитер. Но исследование не исключает и вероятность того, что прореха появилась из-за взаимодействия частиц пыли и газа.

Источник: rsute.ru