Суббота, 10 декабря 2016 года

На успеваемость детей в школе влияют гены

На успеваемость детей в школе влияют гены
Реклама

Ученые рассказали о том, как гены оказывают влияние на учёбу детей.

Генетики завершили проведение масштабного исследования мельчайших мутаций в геномах свыше 300 тысяч граждан и заявили, что выявили в общей сложности 74 сферы в ДНК человека, так или иначе влияющие на успеваемость детей в школах и студентов в университетах.

«Мы смогли доказать тот факт, что на успешную учёбу детей в равной степени влияют как окружающая их среда, так и генетика. Найденные нами вариации в генах несут ответственность только за незначительные отличия в успеваемости среди всех участников проведённых экспериментов.

В среднем приблизительно до 0,43-1 процента от общего уровня различий. Однако, в данном случае будет крайне неверным говорить о том, что это именно гены образования, поскольку ДНК человека содержит сотни тысяч, возможно, даже миллионы подобных участков», — заявил американский профессор Дэниел Бенджамин, представляющий университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Ученые детально изучили в общей сложности свыше 300 тысяч индивидуальных геномов, которые принадлежали жителям 15 государств Азии, Европы, Африки и США. Посредством сравнения около девяти миллионов мелких мутаций в ДНК всех этих людей специалисты искали изменения в структурах генов и некодирующих участков генома, которые могли бы быть связанными со склонностью к науке. В итоге Дэниел Бенджамин и его коллеги отыскали одновременно 74 участка ДНК, разные вариации которых могут позитивно либо негативно влиять на умение людей обучаться или заниматься научной деятельностью.

Ученые дают этому факту следующее объяснение: данные однонуклеотидные полиморфизмы (отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид) отвечают за развитие тканей головного мозга человека еще до его рождения, в частности за увеличение количества нейральных клеток-предшественниц (которые затем превращаются в специализированные клетки), перемещение новых нейронов в разные слои коры головного мозга, развитие дендритов (отростков нервных клеток, которые передают сигнал от одной клетки к другой), а также синаптическую пластичность мозга (его способность формировать новые нейронные связи и, соответственно, обучаться).

Генетики полагают, что на самом деле ответственных за развитие мозга и обучаемость человека аллелей не 74, а гораздо больше, а значит, работа по их поиску будет продолжаться.

Однако, как выяснилось, найденные генетические варианты отвечают не только за активное развитие головного мозга.

Те же самые аллели повышают склонность человека к развитию биполярного аффективного расстройства (психическое заболевание, при котором человек страдает от быстрой смены маниакальных и депрессивных состояний), а также шизофрении.

В случае с шизофренией корреляция довольно слабая, но устойчивая и статистически значимая, отмечают авторы работы.

Впрочем, всем продолжающим учебу после окончания школы есть и чему порадоваться. Те же самые аллели, как показали исследователи, понижают риск развития болезни Альцгеймера и невротизма (эмоциональной неустойчивости, тревожности и низкого чувства самоуважения). О том, что связанные с успешным обучением человека генетические факторы влияют и на другие стороны личности, отделу науки рассказала и Юлия Ковас, профессор генетики и психологии, директор лаборатории Inlab факультета психологии Лондонского университета Голдсмитс, соруководитель Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ.

«Индивидуальные различия в общем интеллекте у 16-летних школьников примерно на 60% объясняются генетическими различиями. Интересно, что примерно такой же процент индивидуальных различий объясняется и в школьной успеваемости. Однако лишь примерно половина генетических факторов, влияющих на школьную успеваемость, связана с генами, влияющими на интеллект. Другая половина связана с генетическими факторами, вовлеченными в мотивационные, личностные и другие характеристики.

Таким образом, генетическая структура школьной успеваемости полигенна и еще более сложна, чем структура интеллекта», — рассказывает ученый.

Кроме того, исследовательская группа Дэниэла Бенджамина утверждает: несмотря на то что найденные ими генетические варианты напрямую связаны с развитием головного мозга и склонностью человека к получению образования, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов внешние факторы — такие как социальная среда человека. Так, ранее похожее исследование было проведено на примере близнецов — тогда ученые выяснили, что окружающая среда может усиливать или, наоборот, притуплять генетическую предрасположенность человека к учебе.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Обсудить новость и добавить комментарий

Актуально сейчас

11 : 50
Биатлон 2016: Мужчины гонка преследования сегодня 10 декабря 2016, смотреть онлайн прямая трансляция из Поклюка
11 : 37
Биатлон прямая трансляция 10 декабря 2016 (10.12.2016): Гонка преследования мужчины смотреть онлайн
11 : 19
От Майи Донцовой сбежал парень
11 : 19
Илья Яббаров устроил Кате Кауфман романтическое свидание
10 : 59
Биатлон гонка преследования женщины 10.12.2016: Смотреть онлайн второй этап Поклюка
10 : 54
UFC 206: Макс Холлавэй — Энтони Петтис. Прямая онлайн-трансляция турнира
10 : 52
Голос 5 сезон 15 выпуск от 9 12 2016 смотреть шоу онлайн
10 : 52
EA издаст сюрреалистическую адвенчуру Sea of Solitude
10 : 52
Пенсии в России: когда будет индексация в 2017 году и насколько, повышение военных пенсий, что с индексацией для работающих и неработающих граждан, новости
10 : 52
Пенсии в России: когда будет индексация в 2017 году и насколько, повышение военных пенсий, что с индексацией для работающих и неработающих граждан, новости
Выбор редакции